Найти тему
Мода Шредингера

Достаточно знать эти три слова, и вас будут считать экспертом Древнеегипетской моды

Оглавление
«Вот и всё, мои живые,
Дальше с мёртвыми пойду я…»

Как известно, житель уездного города N из романа «12 стульев» рождался, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть. Что же касается нашей темы – египтологи шутят, что порядочный древний египтянин рождался, чтобы умереть, без всяких там миндальностей. Настолько мощную роль здесь играют заупокойные культы и верования. Может сложиться впечатление, что всю свою бренную жизнь египтянин бросал на алтарь жизни загробной и начинал готовиться к ней с пелёнок.

Греческое по происхождению слово «Египет» означает: «таинственное, загадочное место, центр или родина мистерий»
Фреска из гробницы Небамона
Фреска из гробницы Небамона

Конечно, это не так. И египтяне, подобно уездным горожанам, брились, стриглись и освежались. А ещё знали 20 способов завязать набедренную повязку и любили при случае водрузить себе на голову конус из жира. Но о конусах позже, а сегодня поговорим о трёх основных формах одежды. Достаточно знать эти три слова, и считайте, что мода Древнего Египта у вас в кармане.

Функция одежды на заре египетской истории чисто эстетическая. Утилитарная как-то не особо важна, когда весь год можно радостно скакать голышом. Подробней о функциях одежды:

Почему относиться к одежде, как к тряпкам – это большая ошибка? Как мы пишем историю своими нарядами
Мода Шредингера5 февраля 2023

Здесь же закладываются первые различия между мужской и женской одеждой. И мы уже мало-мальски прикрываем причинные места, а значит, начинаем осуждать повальный промискуитет.

В Египетских преданиях чаще всего женщины были распутницами и соблазнительницами, которые совращали порядочных мужчин вопреки их железной воле и поистине героическому сопротивлению. Ох уж, ох уж эти женщины!

Форма одежды коварных обольстительниц – пояс и украшения. Одежда мужчины – пояс с фартучком, который прикрывал достоинство, и всё те же украшения. Изначально пояса делали из кожи, но в дальнейшем она, как самый доступный материал, осела в гардеробе бедняков. Те, кто побогаче, могли позволить себе тканные материалы.

Потом (додинастический период) фартучки немного эволюционировали и появился пояс с карнатой-"футляром" для самого ценного.

А вот так в тот же додинастический период одевались в Европе. Хотя о Европе сохранилось меньше сведений.

Вообще, что касается материалов, «египетским народным» считается лён.

Хотя много конспирологов сейчас доказывает, что лён в Египте никогда не рос, с официальными источниками я спорить не собираюсь. Плиний Старший, по крайней мере, утверждает, что благодаря льну

... Египет в состоянии ввозить товары из Аравии и Индии. Страна извлекает изо льна огромные прибыли.

Шерсть имела место, но считалась «нечистым» материалом. Так, жрецам вообще было запрещено носить шерстяную одежду. Подозреваю, что носить шерсть в египетском климате не очень-то и хотелось.

Иллюстрация из книги "Всемирная история костюма", Блохина И.В.
Иллюстрация из книги "Всемирная история костюма", Блохина И.В.

Египтянам принадлежит изобретение первого ткацкого станка (неолит). Самый первый – колышки, вбитые в землю – позже трансформировался в вертикальный. Изначально женщины занимались только прядением нити, а ткачество считалось тяжелым трудом и было мужским занятием.

Схенти

Идёт время, Египет вовсю прядёт, гардероб становится разнообразней, и появляется его величество Схенти – набедренная повязка. Первая одежда в истории человечества. Схенти носили богатые и бедные, рабы и фараоны. Изначально они даже не сильно отличались. Понятное дело, что со временем знать потянуло на эксперименты, роскошные материалы, и юбчонка превратилась в социальный маячок.

Схенти разной длины и по-разному задрапированные начинают нести информацию о статусе хозяина

Вы же в курсе, что изначально Египет делился на Верхний и Нижний? Единство он обрел не сразу и далеко не мирным путём. На табличке, посвященной объединению государства, гордые победители-южане изображены в модных и современных схенти, а побеждённые северяне в "архаичных" карнатах.

Калазирис

Женская мода совершает гигантский прорыв с изобретением Калазириса. /И понеслась…/

Калазирис – «сарафан» чуть выше щиколотки из двух прямоугольных полотен с широкими бретелями. Иногда они перекрещивались, бретель вообще могла быть одна. Грудь прикрывать вовсе не обязательно. Позже кто-то догадался добавить калазирисам рукава, так родилось первое платье.

Роспись из гробницы Антефокера. Танцовщицы. Здесь мы видим типичный калазирис с одной диагональной лямкой и полуголеньких рабынь. Что тоже было совершенно нормально
Роспись из гробницы Антефокера. Танцовщицы. Здесь мы видим типичный калазирис с одной диагональной лямкой и полуголеньких рабынь. Что тоже было совершенно нормально

На фресках и барельефах сарафаны часто сужались к низу и очерчивали приятные глазу формы. Это даже позволило исследователям робко рассуждать на тему – а не вязаные ли они вообще? Но археологические находки говорят, что художники склонны приукрашивать жизнь, а настоящие калазирисы были скорее мешковатыми.

Далеко не первые, но всё же калазирисы
Далеко не первые, но всё же калазирисы

Лаконичные фасоны обусловлены не скудным воображением и даже не дефицитом материала. Просто размер первых ткацких станков не позволял работать в большими полотнами ткани. С течением времени и совершенствованием техники удлинились и калазирисы.

Mary G. Houston "Ancient Egyptian, Mesopotamian & Persian Costume"
Mary G. Houston "Ancient Egyptian, Mesopotamian & Persian Costume"

Ускх

Ещё один элемент одежды, который продержался в моде рекордный срок, и без которого мы не мыслим египетский костюм – Ускх (усех). Широкое ожерелье на тканной или кожаной основе. Его носили и мужчины, и женщины. Чаще всего его делали не из драгоценных камней, а из бисера, стекла, керамики, фигурных бусин.

-9

Естественно, орнамент ожерелья служил оберегом и «паспортом» обладателя. Слугам фараона полагались желтые полосы, воинам красные.

Ускх из глазированных фаянсовых бусин придворного Уаха (иллюстрация из книги "Ancient Egypt. The Definitive Visual History", автор Snape Steven)
Ускх из глазированных фаянсовых бусин придворного Уаха (иллюстрация из книги "Ancient Egypt. The Definitive Visual History", автор Snape Steven)

Эти три предмета составляли основу гардероба древнего Египтянина и во времени менялись весьма незначительно. Да, появлялись драпировки и плиссировки. Да, появлялись новые способы намотать набедренную повязку. Приобретает выразительность декоративная отделка. Но совершенная, выверенная веками форма никуда не исчезала. Схенти оставалось схенти, а калазирис калазирисом в гардеробе знати и черни. Главное различие было в материале – богатые могли позволить себе тончайшие и мягчайшие ткани, а рабы и крестьяне довольствовались грубой выделкой.

Все три эти предмета до сих пор пользуются успехом в некоторых племенах Эфиопии. Мода Египта оказала существенное влияние на ближайших соседей.