«Вот и всё, мои живые,
Дальше с мёртвыми пойду я…»
Как известно, житель уездного города N из романа «12 стульев» рождался, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть. Что же касается нашей темы – египтологи шутят, что порядочный древний египтянин рождался, чтобы умереть, без всяких там миндальностей. Настолько мощную роль здесь играют заупокойные культы и верования. Может сложиться впечатление, что всю свою бренную жизнь египтянин бросал на алтарь жизни загробной и начинал готовиться к ней с пелёнок.
Греческое по происхождению слово «Египет» означает: «таинственное, загадочное место, центр или родина мистерий»
Конечно, это не так. И египтяне, подобно уездным горожанам, брились, стриглись и освежались. А ещё знали 20 способов завязать набедренную повязку и любили при случае водрузить себе на голову конус из жира. Но о конусах позже, а сегодня поговорим о трёх основных формах одежды. Достаточно знать эти три слова, и считайте, что мода Древнего Египта у вас в кармане.
Функция одежды на заре египетской истории чисто эстетическая. Утилитарная как-то не особо важна, когда весь год можно радостно скакать голышом. Подробней о функциях одежды:
Здесь же закладываются первые различия между мужской и женской одеждой. И мы уже мало-мальски прикрываем причинные места, а значит, начинаем осуждать повальный промискуитет.
В Египетских преданиях чаще всего женщины были распутницами и соблазнительницами, которые совращали порядочных мужчин вопреки их железной воле и поистине героическому сопротивлению. Ох уж, ох уж эти женщины!
Форма одежды коварных обольстительниц – пояс и украшения. Одежда мужчины – пояс с фартучком, который прикрывал достоинство, и всё те же украшения. Изначально пояса делали из кожи, но в дальнейшем она, как самый доступный материал, осела в гардеробе бедняков. Те, кто побогаче, могли позволить себе тканные материалы.
Потом (додинастический период) фартучки немного эволюционировали и появился пояс с карнатой-"футляром" для самого ценного.
А вот так в тот же додинастический период одевались в Европе. Хотя о Европе сохранилось меньше сведений.
Вообще, что касается материалов, «египетским народным» считается лён.
Хотя много конспирологов сейчас доказывает, что лён в Египте никогда не рос, с официальными источниками я спорить не собираюсь. Плиний Старший, по крайней мере, утверждает, что благодаря льну
... Египет в состоянии ввозить товары из Аравии и Индии. Страна извлекает изо льна огромные прибыли.
Шерсть имела место, но считалась «нечистым» материалом. Так, жрецам вообще было запрещено носить шерстяную одежду. Подозреваю, что носить шерсть в египетском климате не очень-то и хотелось.
Египтянам принадлежит изобретение первого ткацкого станка (неолит). Самый первый – колышки, вбитые в землю – позже трансформировался в вертикальный. Изначально женщины занимались только прядением нити, а ткачество считалось тяжелым трудом и было мужским занятием.
Схенти
Идёт время, Египет вовсю прядёт, гардероб становится разнообразней, и появляется его величество Схенти – набедренная повязка. Первая одежда в истории человечества. Схенти носили богатые и бедные, рабы и фараоны. Изначально они даже не сильно отличались. Понятное дело, что со временем знать потянуло на эксперименты, роскошные материалы, и юбчонка превратилась в социальный маячок.
Схенти разной длины и по-разному задрапированные начинают нести информацию о статусе хозяина
Вы же в курсе, что изначально Египет делился на Верхний и Нижний? Единство он обрел не сразу и далеко не мирным путём. На табличке, посвященной объединению государства, гордые победители-южане изображены в модных и современных схенти, а побеждённые северяне в "архаичных" карнатах.
Калазирис
Женская мода совершает гигантский прорыв с изобретением Калазириса. /И понеслась…/
Калазирис – «сарафан» чуть выше щиколотки из двух прямоугольных полотен с широкими бретелями. Иногда они перекрещивались, бретель вообще могла быть одна. Грудь прикрывать вовсе не обязательно. Позже кто-то догадался добавить калазирисам рукава, так родилось первое платье.
На фресках и барельефах сарафаны часто сужались к низу и очерчивали приятные глазу формы. Это даже позволило исследователям робко рассуждать на тему – а не вязаные ли они вообще? Но археологические находки говорят, что художники склонны приукрашивать жизнь, а настоящие калазирисы были скорее мешковатыми.
Лаконичные фасоны обусловлены не скудным воображением и даже не дефицитом материала. Просто размер первых ткацких станков не позволял работать в большими полотнами ткани. С течением времени и совершенствованием техники удлинились и калазирисы.
Ускх
Ещё один элемент одежды, который продержался в моде рекордный срок, и без которого мы не мыслим египетский костюм – Ускх (усех). Широкое ожерелье на тканной или кожаной основе. Его носили и мужчины, и женщины. Чаще всего его делали не из драгоценных камней, а из бисера, стекла, керамики, фигурных бусин.
Естественно, орнамент ожерелья служил оберегом и «паспортом» обладателя. Слугам фараона полагались желтые полосы, воинам красные.
Эти три предмета составляли основу гардероба древнего Египтянина и во времени менялись весьма незначительно. Да, появлялись драпировки и плиссировки. Да, появлялись новые способы намотать набедренную повязку. Приобретает выразительность декоративная отделка. Но совершенная, выверенная веками форма никуда не исчезала. Схенти оставалось схенти, а калазирис калазирисом в гардеробе знати и черни. Главное различие было в материале – богатые могли позволить себе тончайшие и мягчайшие ткани, а рабы и крестьяне довольствовались грубой выделкой.
Все три эти предмета до сих пор пользуются успехом в некоторых племенах Эфиопии. Мода Египта оказала существенное влияние на ближайших соседей.