Константин Андреевич Сомов родился в незаурядной дворянской семье: мать была талантливой музыкантшей, а отец, А.И. Сомов, служил хранителем эрмитажных коллекций и лично знал «николаевского критического реалиста» П. Федотова, собирал его работы. Его увлекательные рассказы об искусстве, как вспоминал друг художника, А.Н. Бенуа, вдохновили мальчика. Также на формировании будущих вкусов Сомова большое влияние оказали поездки в Париж, осуществлявшиеся со школьного возраста. И, конечно, важно отметить разделенное с вышеназванным товарищем увлечение театром.
Юный Костя поступает в Императорскую Академию художеств, где его учителем стал знаменитый передвижник И.Е. Репин.
Ну а сразу после окончания обучения Сомов уезжает на год в Париж, где собирается небольшой круг русских художников: уже знакомый нам А.Н. Бенуа, Е. Лансере, Л. Бакст. Значительно более осведомленные о современных художественных течениях, они познакомили его с творчеством влиятельного мастера эпохи модерна, О. Бердсли. Через этого англичанина была воспринята идея соотношения декоративности и свободных нравов людовиковского «галантного века» с принципами искусства чистой эстетики.
К сожалению, Константин Андреевич не сохранил основной корпус ранних работ. Однако оставшиеся отличаются внутренней цельностью. Постепенно сухая графичность и линейность уступает место деликатной пастозности. Становится ясно, что художник познакомился импрессионистами. Привязанность к «старым мастерам» и любовь к старинным книгам воплощается в акварельные жанровые сцены 1896 года (например, «Дама у пруда»), впоследствии закрепившихся в творчестве художника. Потом художник вновь отправляется во Францию, где поступает в Академию Коларосси.
«Не выучился рисовать и писать - ну что же, десять лет прошло - стало быть, и не выучусь» - заключал в письме близким неуверенный в себе художник, остро ощущавший проблему медленного раскрытия своего таланта и региональности отечественного творческого мира. Однако близкие ему товарищи, постепенно объединились в издание «Мир искусства». Оно ставило своей задачей выступление против передвижнической литературности, политизации.
А за год до этого, в 1899, он поучаствовал в «Выставке русских и финляндских художников», где представляли западное течение родного искусства, создав декоративную афишу и получив первую известность (одну из его работ один из Романовых, а другие отправились на передовой «Сецессион»).
Для журнала Константин Андреевич создавал не только большие иллюстрации, но и виньетки, украшения. На выставках «Мира искусства» можно было увидеть его лучшие работы: модные ретроспективные портреты Е. Мартыновой и А.П. Остроумовой-Лебедевой, полные мечтаний о прошлом, и галантная сцена «Вечер» от которой веет чем-то смутно-тревожным, почти метафизическим.
Параллельно его произведения участвовали во множестве заграничных выставок, включая парижский Осенний Салон. Особенно полюбившие его творчество немцы предложили публикацию репринтов в главном журнале нового стиля, «Югенде». Так Сомов стал более близок западному зрителю, чем русскому.
Среди его творчества выделяется мотив потустороннего: связь эротики и смерти, любви и магии. Заимствования же для живописания «галантного века», главным образом связаны с сюжетами и отдельными мотивами Ватто, Буше, Фрагонара, а затем улучшены и украшены согласно собственному вкусу Константина Андреевича. Касательно тайны образов своих прекрасных, и одновременно несколько забавных дам он говорил в дневнике: «Женщины на моих картинах выражают томление любви, на их лицах грусть или похотливость – отражение меня самого, моей души».
В 1904 году перестал существовать «Мир искусства», однако художник, конечно, продолжил активную работу (одноименное общество восстановлено составе в 1910 году). Сомов работает над серией благотворительных открыток, начинает совместную деятельность с ИФЗ). Во 2-й пол. 1900-х создаются весомые своей строгостью и лаконичностью графические портреты Сомова, изображающие Е.Е. Лансере, А.А. Блока, М.А. Кузмина и других. Они вызвали неоднозначную реакцию из-за изображения живых лиц на подобии посмертных масок в модном неоклассическом духе.
Частое присутствие в литературном центре Петербурга – «Башне», увеличила символические посылы в творчестве художника. Не просто так именно в это время в его работах появляются знаковые персонажи комедии дель арте – Арлекины и Коломбины. В идейном плане театрализация проявляется как сущностная лживость окружающего мира, полного упрощенных стереотипных героев.
В следующем десятилетии художник пишет портреты богатых московских дам. Но несмотря на их популярность, если приглядеться, становится очевидно, что его больше интересует фактура наряда и фарфоровые безделушки на заднем плане, чем сами героини. Гораздо лучше ему удавались портреты родных, благодаря теплой повседневности которых он хотя бы частично отрешиться от проблем окружающего мира.
Уже в начале века его работы приобретала Третьяковская галерея и Русский музей. И, несмотря на всю свою скромность и нелюбовь к публике, в январе 1914 года Сомов стал академиком (после революции студенты даже будут требовать его участия в руководстве заведением). Последующие бурные исторические события не слишком сильно отразились на творчестве художника, разве что можно взглянуть на макарбические сюжеты как на впечатление от катастроф. Рокайльно-пасторальный мир идеализированного прошлого продолжал господствовать в его творчестве, что удивляло, например, эмигрантский журнал «Жар-Птица». Но заказчики, по видимому, разделяли его эскапизм, и художник перерабатывал для них свои старые вещи, усложняя и тщательно выписывая композиции, создавая практически гипперреалистические объекты и продолжая искания в колористике (например, «Спящая на плетеном диване», 1922 год).
Окончательный отъезд мастера из страны стал практически случайностью: Сомова упросили отправиться в Америку вместе с выставкой отечественного искусства в 1923 году. Среди работ этого периода жизненностью отличается портрет С.В. Рахманинова, выполненный по заказу компании музыкальных инструментов с рекламной целью.
Однако надежда на успех в США не оправдалась и Сомов перебрался во Францию, где и оставался жить до своей смерти. Продолжая совершенствовать портретную технику, в поздние годы Константин Андреевич много упражняется, рисуя даже почти случайных знакомых. В 1920-е гг. европейская публика всё ещё интересуется выставками с его участием. Несмотря на весомую потерю доходов в 1930-е гг, он создает прекрасные собирательно-синтетические работы, сочетая природу и студийные композиции, портрет или ню. Неоднократно рисуя самого себя, Сомов применяет вермееровский приём писания валёрами.
Сомов умер 6 июня 1939 г. и, как вспоминал А.Н. Бенуа, о нём уже успела забыть эмигрантская молодежь, а в СССР уже давно шла борьба с «мирискусничеством».
В настоящее же время К.А. Сомов является одним из известнейших русских художников рубежа XIX-XX вв., пользующимся большой популярностью у коллекционеров. Его грациозное и в тоже время провокационное искусство совместило в себе множество идей эпохи русского модерна.
P.S. Текст написан мною в 2021 году