Человек - существо общественное. Он всегда, на всех фазах своего развития находится в группе себе подобных. Семья, общество на углу улицы, спортивная команда, группа общения по интересам, студенческая группа в вузе, коллектив учреждения или предприятия - всё это различного рода социальные окружения, с которыми человек должен эффективно взаимодействовать.
Место человека в группе определяется его статусом и ролью, которую он исполняет в ней.
Мы склонны в одной и той же социальной ситуации от профессора ожидать иное поведение, чем от студента или вахтера.
Именно поэтому представление о статусе человека упрощает процесс общения и в том числе определения окружающей ситуации, выбора программы поведения.
Начиная общение, мы определяем роль собеседника и тем самым формируем у себя ожидания его поведения.
Роль профессора иная, чем у студента или вахтера и мы благодаря этому не только хорошо предвидим их поведение, но и знаем как себя вести.
А приняв определенный статус и роль мы в свою очередь, сами хорошо знаем как надо вести себя в соответствии с играемой ролью.
Усвоение роли происходит путем приспособления человека к группе, в которой он занимает определенное положение, имеет статус.
⭐Устойчивое положение человека облегчает его приспособление именно потому, что ролевое поведение соответствует ожиданиям членов группы, динамической структуре уже сложившихся ролей.
⭐Социальное же приспособление в основном будет состоять в усвоении новой, ранее непривычной, роли.
Так, младенец, вырастая, постепенно усваивает роль мальчика или девочки.
Но если в окружении вносится дезорганизация ролей,
например, мать обращается с мальчиком как с девочкой "Он такой милый! Какие у него кудряшки! Он в куклы играет и посмотрите как он нежно баюкает ребеночка!"
и окружающие путают его пол: "Какая хорошенькая девочка!", вместо того, чтобы называть его Колей, зовут Лёлечкой, и если это повторяется достаточно часто, то в мужском теле постепенно развивается женщина.
Эндокринная система подлаживается под усваиваемую роль, что видно в оволосении лобка по женскому типу. А потом Коля, сейчас уже Николай, обращается к хирургу с просьбой провести операцию по смене пола, а врачи ставят диагноз - транссексуализм, "этиология которого недостаточно уяснена". Заметим, что она не уяснена для врачей, не знающих психологию, в частности законов усвоения ролей.
Каждой принятой роли соответствуют некоторые ключевые признаки соответствующие статусу. Эти признаки становятся символами статуса. У животных символы статуса складываются в процессе научения и стихийно.
Положение хвоста у собаки характеризует его статус во взаимодействии с другой собакой; повадки и позы, которые принимает предводитель стаи легко распознаются каждым членом сообщества.
Это облегчает координацию отношений, ибо члену стаи не приходится каждый раз драться и подтверждать свое место.
У человека же этот процесс символизации статуса происходит сознательно. Поскольку сложившиеся роли обозначаются определенным знаком, названием, то усвоение роли состоит в понимании значения этих символов, то есть понимании прав и обязанностей, определяемых данной ролью с помощью этих символов. Люди всегда заботились о символах статуса.
В средние века было преступлением и грехом женщине одеваться в мужские одежды. В свое время купец не мог носить одежду дворянина, даже если он мог её купить. В армии до сих пор статус и роль жестко определены числом звёздочек на погонах и определенной должностью. Присвоение званий, должностей, выдача дипломов, свидетельств облегчает ориентировку в общении людей.
Символы статуса облегчают также профессиональное взаимодействие и взаимопонимание.
Студент может иметь более высокий интеллект, чем профессор, но несмотря на это большинство людей считают второго более компетентным и осведомленным.
Социальная адаптация в этом случае как раз и будет состоять в усвоении ролей и приобретении статуса. Вхождение в роль студента предполагает принятие ролей преподавателей, других членов группы в усвоении ролей, которые исполняет студент в других группах, где он участвует.
Ознакомление студента, поступившего в институт, с его будущими ролями имеет большое значение в адаптации. Солдат первогодок российской армии должен усвоить свою роль и роль старших товарищей. Выживание заключенного в пенитенциарных учреждениях также определяется тем, как быстро он усвоит лагерный жаргон и научится распознавать и исполнять свою роль и различать статусы субъектов окружающей среды.
Гибкость человека в общении будет определяться тем, в какой степени человек может менять свои роли в зависимости от группы, в которой он находится.
Один и тот же человек в роли директора учреждения, в роли главы семьи или в роли заводилы в дружеском общении - совершенно разные люди.
Например, в японских школах бизнеса учеников тренируют в овладении любых ролей, которые им когда-либо придется исполнять. Это имеет смысл именно потому, что, зная роль другого человека мы лучше предвидим его поведение.
Для разработки подобной гибкости в психотерапии есть приемы рокировки ролей, которые способствуют полнее воспринимать партнера по общению. Отец, который хотя бы однажды в психодраме разыграет роль виноватого сына, становится более осмотрительным, когда узнает о том, что тот провинился.
О саногенном мышлении можно узнать в работах профессора Ю. Орлова
#статья #чувствопокоя #саногенноемышление #сгм #общение #Орлов