Найти тему

Статус и роль

Человек - существо общественное. Он всегда, на всех фазах своего развития находится в группе себе подобных. Семья, общест­во на углу улицы, спортивная команда, группа общения по интере­сам, студенческая группа в вузе, коллектив учреждения или пред­приятия - всё это различного рода социальные окружения, с кото­рыми человек должен эффективно взаимодействовать.

Место человека в группе определяется его статусом и ролью, которую он исполняет в ней.

Мы склонны в одной и той же соци­альной ситуации от профессора ожидать иное поведение, чем от студента или вахтера.

Именно поэтому представление о статусе человека упрощает процесс общения и в том числе определения окружающей ситуации, выбора про­граммы поведения.

Начиная общение, мы определяем роль собеседника и тем самым формируем у себя ожидания его поведения.

Роль профессора иная, чем у студента или вахтера и мы благодаря этому не только хорошо предвидим их поведение, но и знаем как себя вести.

А приняв определенный статус и роль мы в свою очередь, сами хорошо знаем как надо вести себя в соответствии с играемой ролью.

Усвоение роли происходит путем приспособления человека к группе, в которой он занимает определенное положение, имеет статус.

Устойчивое положение человека облегчает его приспособ­ление именно потому, что ролевое поведение соответствует ожиданиям членов группы, динамической структуре уже сло­жившихся ролей.

Социальное же приспособление в основном будет состоять в усвоении новой, ранее непривычной, роли.

Так, младенец, вырастая, постепенно усваивает роль мальчика или девочки.

Но если в окружении вносится дезоргани­зация ролей,

например, мать обращается с мальчиком как с девочкой "Он та­кой милый! Какие у него кудряшки! Он в куклы играет и посмотри­те как он нежно баюкает ребеночка!"

и окружающие путают его пол: "Какая хорошенькая девочка!", вместо того, чтобы называть его Колей, зовут Лёлечкой, и если это повторяется достаточно час­то, то в мужском теле постепенно развивается женщина.

Эндокрин­ная система подлаживается под усваиваемую роль, что видно в ово­лосении лобка по женскому типу. А потом Коля, сейчас уже Нико­лай, обращается к хирургу с просьбой провести операцию по смене пола, а врачи ставят диагноз - транссексуализм, "этиология которо­го недостаточно уяснена". Заметим, что она не уяснена для врачей, не знающих психологию, в частности законов усвоения ролей.

Каждой принятой роли соответствуют некоторые ключевые признаки соответствующие статусу. Эти признаки становятся символами статуса. У животных символы статуса складываются в процессе научения и стихийно.

Положение хвоста у собаки характеризует его статус во взаимодействии с другой собакой; повадки и позы, которые принимает предводитель стаи легко распознаются каж­дым членом сообщества.

Это облегчает координацию отношений, ибо члену стаи не приходится каждый раз драться и подтвер­ждать свое место.

У человека же этот процесс символизации ста­туса происходит сознательно. Поскольку сложившиеся роли обозначаются определенным знаком, назва­нием, то усвоение роли состоит в понимании значения этих символов, то есть понимании прав и обязанностей, определяемых данной ролью с помощью этих символов. Люди всегда заботились о символах статуса.

В средние века было преступлением и грехом женщине одеваться в мужские одеж­ды. В свое время купец не мог носить одежду дворянина, даже если он мог её купить. В армии до сих пор ста­тус и роль жестко определены числом звёздочек на погонах и определенной должностью. Присвоение званий, должностей, вы­дача дипломов, свидетельств облегчает ориентировку в обще­нии людей.

Символы статуса облегчают также профессиональное взаимодей­ствие и взаимопонимание.

Студент может иметь более высокий интеллект, чем профессор, но несмотря на это большинство людей считают второго более компетентным и осведомленным.

Социальная адаптация в этом случае как раз и будет состоять в усвоении ролей и приобретении статуса. Вхождение в роль студента предполагает принятие ролей преподавателей, других членов группы в усвое­нии ролей, которые исполняет студент в других группах, где он участвует.

Ознакомление студента, поступившего в институт, с его будущими ролями имеет большое значение в адаптации. Солдат первогодок российской армии должен усвоить свою роль и роль старших товарищей. Выживание заключенного в пенитенциарных уч­реждениях также определяется тем, как быстро он усвоит лагерный жаргон и научится распознавать и исполнять свою роль и различать статусы субъектов окружающей среды.

Гибкость человека в общении будет определяться тем, в какой степени человек может менять свои роли в зависимости от группы, в которой он находит­ся.

Один и тот же человек в роли директора учреждения, в роли главы семьи или в роли заводилы в дружеском общении - совер­шенно разные люди.

Например, в японских школах бизнеса учеников трени­руют в овладении любых ролей, которые им когда-либо придется исполнять. Это имеет смысл именно потому, что, зная роль другого человека мы лучше предвидим его пове­дение.

Для разработки подобной гибкости в психотерапии есть приемы ро­кировки ролей, которые способствуют полнее воспринимать парт­нера по общению. Отец, который хотя бы однажды в психодраме ра­зыграет роль виноватого сына, становится более осмотрительным, когда узнает о том, что тот провинился.

О саногенном мышлении можно узнать в работах профессора Ю. Орлова

проект Чувство Покоя

#статья #чувствопокоя #саногенноемышление #сгм #общение #Орлов