Живописно расположенное у самой бровки нагорного берега Оки, село Баскачи находится в 90 км от Тулы и в 8,5 км от Каширы, по левую сторону от современной дороги на Зарайск.
В таких местах, как Баскачи, приходят на ум пророческие слова Псалмопевца Давида: «Ты – Бог, творящий чудеса».
Ты смотришь и понимаешь, что только по воле Божией свершилось то, чему ты теперь удивляешься и сердечно радуешься.
Постараюсь передать это озарение в своей статье.
Название Баскачей, по-видимому, этимологически восходит к татарскому «баскаки». Так назывались сборщики дани и надзиратели за исполнением ханских указов в период татаро-монгольского ига.
Так что название села свидетельствует о его древности.
По данным археологических исследований, в 12 веке неподалеку от этих мест существовал небольшой город-кремль Баскач (Котожель).
Также археологические раскопки показали, что эта богатая родниковой водой местность ( её ещё называли Родниковой) была заселена вятичами, которые переселились сюда в 9-11 веках.
Первое упоминание о Баскачах в сохранившихся письменных источниках встречается во второй половине XVI в.
В писцовой книге за 1578–79 гг. село значится следующим образом: «..село Баскач, а в нем деревянная церковь Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, с приделом мученика Христова Никиты». Владельцами села в этой же книге указаны князья Мещерские, которые на протяжении нескольких веков были связаны с Баскачами.
Церковь здесь появилась также благодаря им.
Церковный приход в то время состоял, кроме Баскачей, ещё из 5 деревень: Тернова, Горок, Хитровки, Новоселок и Хворостянки.
Слышали старинную поговорку: «Бесово, Руново – пронеси Бог здорово, а Терново да Баскач, хоть кругом обскачь»?!
Такое зарифмованное упоминание населенных пунктов Каширского уезда опубликовал в 1862 году Владимир Иванович Даль в своей знаменитой книге «Пословицы русского народа».
По этой поговорке мы видим, как о селе в те времена шла дурная слава как о притоне разбойников. Сохранились документальные данные второй половины 17 века о каширских разбойниках Проньке Кропотове и сообщниках -Лихареве, Писареве и Крюкове.
Молва же гласила также и о легендарном атамане Кудеяре, чья шайка действовала на западе Каширского уезда.
Но вернёмся к храму.
Тот каменный храм во имя Богоявления Господня, что дошел до наших дней, был возведен в Баскачах на месте старого деревянного в 1752 году, по инициативе и на средства владельца села - князя Андрея Афанасьевича Мещерского.
Князь Мещерский был стольником, участвовал в Азовском походе Петра I в 1696 году. Он прожил 101 год и был погребен в Баскачах в приделе возведённого его тщанием храма по левую сторону под стеной.
На деревянном кресте на алтаре храма сохранилась надпись о дате его освящения - 14 января 1752 года.
Князь не дожил (он умер 11 декабря 1743 года) до окончания строительства храма: начатая им постройка была завершена его наследниками. В результате храм оказался не таким масштабным, каким задумывался изначально. Сохранилось предание, что планировалось построить храм двухэтажным, что не было осуществлено.
В XVI веке, как мы помним, в старом деревянном храме Богоявления Господня, помимо главного престола, существовал также и придел во славу мученика Христова Никиты.
А новоотстроенный каменный храм приделов не имел. Более 100 лет он имел один только главный престол, освященный, как и прежде, во имя Богоявления Господня.
Лишь в 1857 году тщанием Тульской помещицы из Новоселок, прихожанки церкви в Баскачах- Натальи Матвеевны Глушковой и на ее средства в Богоявленском храме была расширена трапезная, в которой устроили два придела : с правой стороны – во имя святителя Николая Чудотворца, а с левой – во имя великомученика Никиты, как и в первом деревянном храме.
На средства той же благотворительницы ветхий иконостас церкви был заменён новым, а вокруг храма построили каменную ограду в форме сплошной стены из булыжника.
С 1882 года в Баскачах появилась церковно-приходская школа (забегая вперёд, скажу, что службы сегодня проходят в ее бывшем здании).
Опишем храм в Баскачах.
Что о нем известно?
Это второй по древности храм в Кашире, к тому же, имеющий уникальную для этих мест архитектуру.
Он вошёл в число четырех наиболее значительных памятников церковного зодчества в окрестностях Каширы вместе с храмами Богоявления в Кокине (1794), Рождества Богородицы в Завалье (1827) и Преображения на погосте Спас-Детчин (1874-1878).
Как писал в своей книге «На берегах Оки (от Серпухова до Каширы)» Феликс Разумовский: «Церковь Богоявления в Баскачах интересна вдвойне».
Чем она так интересна!?
Неизвестный автор церкви Богоявления, по мнению Разумовского, «тонко выразил близкие ему по духу традиции русского зодчества».
Церковь Богоявления относится к «разряду редких и примечательных памятников церковной архитектуры».
В чем её особенность?
Храмовое здание гармонично сочетает в себе разнородные архитектурные формы традиционного древнерусского зодчества и новаторского для того времени европейского барокко.
В этом и заключается своеобразие этой построенной в середине 18 столетия церкви неизвестным зодчим, который явно не новичок в области европейской архитектуры: «он грамотно вводит в художественную структуру церкви новые формы – большие треугольные фронтоны на боковых фасадах, барочный световой барабан с куполом и главкой».
Источник: Ф.В.Разумовский «На берегах Оки (от Серпухова до Каширы)», М., 1988, С. 204-205.
Композиция сооружения храма состоит из слитых объёмов храма и трапезной, вытянутых по продольной оси. Над западным входом возвышалась тяжеловесная трёхъярусная колокольня.
Последними владельцами Баскачей до революции 1917 года были помещики Иван и Василий Татариновы, чья фамилия напоминала о древнем тюркском происхождении деревни.
Храм была закрыт в 1929 году, он подвергся разграблению.
В 1980-ые гг.церковь окончательно забросили. Только в 1991-м храм в сильно разрушенном состоянии передали верующим. В данный момент его здание руинировано.
И возможно, что на сегодняшний день в городском округе Кашира этот храм пребывает в более плачевном состоянии, чем другие разрушенные церкви Подмосковья.
Богоявленский храм в деревне Баскачи, несмотря на свое современное заброшенное состояние, включен в вышедший в 2020 году электронный путеводитель «Путешествие к святыням Подмосковья» , и это хороший знак - ведь попадание в путеводитель – это шанс привлечь внимание и показать, что храм не забыт и имеет шанс на второе рождение.
Сегодня предпринимаются попытки возродить этот древний храм.
Несмотря на ветхость здания , по воскресеньям в нем проходят молебны о восстановлении порушенной святыни, на которые приходят обычно человек 15.
Благотворительный фонд Московской области по восстановлению порушенных святынь (уже, к слову, восстановивший в Кашире древний Никитский женский монастырь) должен приступить к работам по восстановлению храма в Баскачах.
Будет очень печально, если не получится сохранить эту красоту для потомков, ведь у старинной церкви очень нетипичное для других каширских храмов строение.
Настоятель церкви о. Вячеслав (Джейранов) и прихожане верят: храм будет восстановлен.
Хочется привести историю жизни нынешнего настоятеля- отца Вячеслава.
В 16 лет он приезжает в Москву из Осетии. Он поступает в Государственный университет прикладной биотехнологии. Благодаря полученным знаниям и трудолюбию становится главным технологом и даже заместителем директора по производству на заводе в Кашире, а затем решает круто изменить жизнь .. и поступает в Коломенскую духовную семинарию. Жена поддерживает его решение. Вместе с Юлией они преодолевают все трудности.
Вячеслав твердо решил передать свою жизнь в руки Господа.. Архиепископ Можайский Григорий, присмотревшись к семинаристу, окончившему два курса за один год, благословляет его принять священный сан.
Отец Вячеслав является сейчас настоятелем четырех храмов:
- Николы Ратного в Кашире,
- Преображенского в деревне Стародуб,
- Свято-Духовского в поселке Зендиково,
- С 2015 года – Богоявленского в деревне Баскачи.
Отец Вячеслав рассказывает о храме:
«В нем когда-то были 3 придела – Богоявленский, святителя Николая Чудотворца и великомученика Никиты. Была здесь и великолепная акустика. Сейчас на глазах разрушается кирпичная кладка, кирпич оседает густым слоем пыли на пол. А колокольня…Она превратилась в ажурную воздушную «беседку» с обнажившимися металлическими связями. Даже зайти внутрь этой «беседки» опасно. Но поразительно: эти руины окружают почти идеальные чистота и порядок».
На церковь пришлось монтировать временный саркофаг , который предотвращает попадание внутрь влаги. А вокруг зданий храма и колокольни сняли значительную часть земли, чтобы проветривался фундамент.
Силами настоятеля и прихожан постоянно поддерживается порядок, проводятся субботники, а в холодное время года протапливается здание бывшей церковно-приходской школы (к слову, оно официально было передано приходу), где по воскресеньям идут службы..
Рядом есть и родник, к которому ходят за чистой водой. Сложилась традиция освящать воду на роднике в престольный праздник Богоявления.
Прихожане верят: храм будет восстановлен.
Интересный факт:
Царственная чета - Николай II и Александра Феодоровна Романовы приезжали в церковь в Баскачах как паломники. В память о пребывании императрица подарила супруге тогдашнего настоятеля храма ювелирное пасхальное яйцо - оно до сих пор хранится у потомков священнослужителя во Владимире.
Сегодня перед иконой святых Царственных страстотерпцев с благоговением молятся прихожане. Приход уповает на их молитвенную помощь.
По их признанию, согревает душу мысль, что последний российский император вместе с супругой любовался Окой- прекрасной в любое время года и благолепным храмом в Баскачах.
Вот такая история.
Цикл о Кашире в папке рубрикатора в подборке:
Пожалуйста, в комментариях дополняйте мой рассказ фактами, неохваченными в статье, и своими фотографиями !
Спасибо, что читаете, я пишу для вас.