Найти тему
Психотерика

Покупать ли ребёнку гаджеты: «за» и «против» с точки зрения психологии

Оглавление

Жизнь без гаджетов сегодня представить невозможно. Планшеты и смартфоны используют даже маленькие детишки. С помощью этих устройств они очень быстро учатся печатать, использовать интернет и т. д. Однако, кажется опасным, что экраны притягивают, а окружающий мир становится всё менее интересен. Современные родители всё чаще задаются вопросом: когда и как безопасно приобщать ребёнка к миру технологий и социальных сетей. Сегодня постараемся ответить на этот вопрос

Влияние гаджетов на развитие детей и подростков

Институт современных медиа сообщает, что к 3-4 годам личным гаджетом обзаводится каждый четвёртый малыш. А тех, кому родители позволяют пользоваться своими телефонами для просмотра мультфильмов или игр - и того больше. Часто это спасение для родителей, которые хотят занять малыша. Но не стоит забывать о негативных последствиях таких увлечений:

  1. Минус воображению. До этого возраста ребёнок активно развивается. Крохе необходимы стимулы, которые бы подталкивали его изучать мир. Например, нашел палку – начал ей рисовать, потом копать, стучать. А яркие сменяющиеся картинки на экране захватывают всё внимание малыша, делая его менее любопытным
  2. Ребёнок растет менее подвижным. Он не проводит в движении столько времени, сколько ему нужно для здорового роста и развития. Начинаются нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, пищеварения
  3. Вред речевому развитию. Огромные потоки информации с экрана и сложные речевые конструкции без возможности обсудить услышанное не развивают словарный запас. Он остаётся даже ниже, чем у детей, которые обходятся без просмотра «умных» видео или приложений. Поэтому важно учитывать их возрастные ограничения – например, 6+
-2

Интернет как часть социализации: почему нельзя полностью исключать гаджеты из жизни

Планшеты, смартфоны и другие девайсы сделали нашу жизнь проще. Мы можем узнавать всё обо всем через экран устройства, работать на удалёнке, совершать покупки и многое другое

Что касается детей, они давно стали учиться с помощью компьютеров и интернета. Если ребёнка полностью оградить от этого «зла», то он просто-напросто выпадет из социума – не сможет учиться наравне со всеми, получать информацию, да и просто обсуждать популярных в их кругах героев

Категоричный родительский запрет на пользование устройствами и интернетом может сделать ребёнка изгоем, особенно в подростковом возрасте, когда так важно чувствовать себя наравне со сверстниками

А выйдя во взрослую жизнь, человеку будет крайне сложно найти достойную работу, да и просто чувствовать себя комфортно в мире электронных сервисов и гаджетов

Поэтому в любом деле нужно находить золотую середину: регламентировать пользование, чтобы не развивалась зависимость и негативные последствия для психики, но не запрещать вовсе

-3

Зависимость от гаджетов: виды и способы избавления

Наука определяет несколько видов зависимости от гаджетов:

  • игровая;
  • сетевая (посещение соцсетей);
  • сёрфинговая (просмотр веб-страниц, изучение различной информации в интернете).

Как ни странно, последняя – самый сложный случай. Казалось бы, ребёнок постоянно ищет полезную информацию и видео. Но на практике он её применить не успевает, хотя иллюзия полезного времяпровождения создаётся!

-4

А теперь – как избавиться от зависимости, если она уже проявилась?

  1. Не запрещайте. Предлагайте альтернативы: пойти сходить вместе в магазин, нарисовать рисунок для папы, приготовить вкусный десерт и т. д.
  2. Научите использовать гаджет правильно. Малыш любит динозавров? Откройте посмотреть познавательный фильм о доисторических ящерах. В идеале - не поленитесь потом расспросить его, что он узнал или попросите нарисовать понравившегося динозавра. Потребляемая информация должна успевать усваиваться, тогда это пойдёт на пользу
  3. Лимитируйте сеансы. Время для игр, веб-сёрфинга или соцсетей нужно ограничить. С возрастом можно его прибавлять, но не допуская ухода в планшет или смартфон с головой. Чёткие правила в семье относительно использования гаджета должны возникнуть как можно раньше. И действовать они должны беспрекословно
  4. Дайте самостоятельность. Если разрешённое время в телефоне составляет 2 часа, то пусть ребёнок самостоятельно поставит таймер и по истечении времени отложит гаджет в сторону. В данной ситуации очень важно воспитать личную ответственность ребёнка
  5. Проводите вместе больше времени «в реальности». Разнообразные хобби, увлечения, прогулки или выезды на природу - чем больше ребёнок будет видеть разные грани мира, тем легче ему будет позабыть на время о желанном телефоне или планшете

Когда ребёнок остаётся со своим гаджетом один на один, то все полезные приложения несут весьма ограниченную пользу. Их функционал не так велик в сравнении с тем, что они крадут возможность больше бегать, обмениваться живыми эмоциями, узнавать реальный мир

При этом учёные говорят, что совместное использование девайсов с родителями приводит даже к более высоким показателям умения управлять своим поведением. Это значит, что обратить смартфон и планшет на пользу чаду можно – но для этого нужно находить время и садиться перед экраном вместе!

Было полезно? Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал, если ещё этого не сделали