Найти тему
Правила жизни

Куклы детям не игрушка. Чем пугает хоррор «М3ГАН», о котором все говорят?

Оглавление

Еще вчера все обсуждали танец Уэнсдэй, а уже сегодня пытаются повторить движения робота М3ГАН, делают на нее жуткие косплеи в сети, SNL придумывают скетчи с участием Обри Плазы, и даже объявление номинантов на «Оскар» не обошлось без упоминания М3ГАН. Успех подкрепляется впечатляющими для крошечного бюджета кассовыми сборами и анонсом сиквела. Неужели страшной куклой опять кого-то можно напугать? Или дело отнюдь не в страхе? Разбираем на микросхемы новую золотую жилу для Джейсона Блума и его ныне культовой студии Blumhouse Productions.

    Куклы детям не игрушка. Чем пугает хоррор «М3ГАН», о котором все говорят?
Куклы детям не игрушка. Чем пугает хоррор «М3ГАН», о котором все говорят?

Подсоединяя провода

Десятилетняя Кэди (Вайолет Макгроу) вместе с родителями попадает в снежный буран, закончившийся страшной автомобильной аварией. Выживает только девочка. В то же время на другом конце страны ее тетя Джемма (Эллисон Уильямс) разрабатывает прототип новой технологичной игрушки и еще не знает о случившейся трагедии и о том, что ей в скором времени предстоит стать опекуном Кэди. Как общаться с ребенком, Джемма не представляет, но отдавать любимую племянницу родителям ее отца тоже не собирается — по крайней мере, сестра бы этого не захотела.

   Universal Pictures
Universal Pictures

Джемма по своей натуре трудоголик, в вопросах выражения эмпатии она холодная и отстраненная, впрочем, как и ее роботы. Внезапно она придумывает, как совместить работу с уходом за Кэди, и создает из неудавшегося прототипа механическую куклу М3ГАН, призвание которой — стать лучшим другом любому ребенку и всеми усилиями оберегать его. Робот сразу же находит общий язык с Кэди и обещает заботиться о ней. Даже если для этого придется поубивать всех вокруг.

Переключение жанров

Поначалу М3ГАН прекрасно справляется с обязанностями няни: учит ребенка сливать за собой унитаз, поет ей на ночь Titanium Сии в качестве колыбельной, защищает от злобной соседской собаки. Другими словами, прелесть, а не кукла. Размеренное начало фильма напрочь исключает элементы хоррора, отчего может показаться, что перед нами не совсем фильм ужасов, а малобюджетный сай-фай, в котором ощущение тревоги вызывают лишь безграничные возможности технологического прогресса. Как будто мы смотрим эпизод старого доброго «Черного зеркала» (до того момента, как Чарли Брукер окончательно исписался).

   Universal Pictures
Universal Pictures

Техногенный ужас — один из главных факторов фильма, почему в целом устаревший концепт «М3ГАН» все еще выглядит актуальным. По отдельности концепт устарел сразу в двух жанрах: после несчитаных «Аннабелей» как хоррор и еще в 1968 году, когда искусственный интеллект восстал против человека в «Космической одиссее», как мотив научной фантастики. Но в симбиозе получилось свежо — во многом за счет внешнего облика (без сомнения, жуткого) и поведения М3ГАН. Она здесь не кажется садистской куклой, как, например, Чаки. Все ее действия — это ответные реакции: на буллинг, жестокость, насилие.

В этом плане М3ГАН похожа на Пиноккио. Созданная людьми, она, словно губка, впитала всю человеческую жестокость (пусть в самом фильме это и выражено банально — через злых детей и безразличных взрослых, зато наглядно) и теперь готова преподать людям самый доходчивый урок толерантности. Хочешь, чтобы к тебе хорошо относились? Тогда и ты к людям относись хорошо. А если начнешь шишкой колоть безобидного ребёнка, то и нечего удивляться, когда тебе за это уши оторвут. Буквально.

Родительский контроль

«М3ГАН» — это творение студии Джейсона Блума, об истории успеха которой по-честному нужно писать отдельную статью, но это в другой раз. Фильмы производства Blumhouse раньше ассоциировались с малобюджетными хоррорами и слешерами второго сорта и выглядели особо невзрачно на фоне обласканных критиками «умных» хорроров от студии A24. Но со временем Blumhouse заработала признание и уважение любителей жанрового кино. Большую роль в этом сыграла бизнес-модель студии, основанная на риске и мультизадачности (маленький бюджет, открытие новых имен, полное доверие авторам).

   Universal Pictures
Universal Pictures

Запуск «М3ГАН» тоже казался рискованной затеей: очередной сюжет о зловещей кукле, основанный на идее, возможно в шутку оброненной Джеймсом Ваном за кружкой пива, вряд ли изначально казался будущим хитом. Но затем в режиссеры наняли малоизвестного, но талантливого новозеландца Джерарда Джонстоуна, на счету которого уже был замечательный комедийный хоррор «Привязанные к дому», и он снял «М3ГАН» по рецепту успеха Blumhouse Productions. Его фильм — образец жанрового минимализма с набором сцен, у которых большой потенциал завируситься в сети. Если на данном этапе все сделано правильно, с остальным разберется уже интернет.

При этом, конечно, перед нами далеко не новое слово в жанре, всего-навсего очередная мимолетная сенсация, о которой забудут к выходу следующего, чуть более изобретательного хоррора. «М3ГАН» даже не страшная, чтобы вернуться к ней спустя какое-то время с целью пощекотать себе нервы. Зато посыл в фильме есть, и, пожалуй, это именно то, ради чего «М3ГАН» все же стоит посмотреть. Помни, человек: на технику можно скинуть что угодно — уборку дома или приготовление пищи, но никак не воспитание ребенка.