Итак, первое и основное. При взгляде на полотно именно русского пейзажиста первое, что Вы увидите это - грязь. Обычно она занимает центральное место на полотне, и все что вокруг, лишь подчеркивает ее оттенки. Обрамляет. Чуть поодаль Вы можете заметить сломанное, мертвое дерево, обязательно без листвы. Иногда грязь может вытекать из поваленного, усохшего дерева. Так же компанию ей иногда составляет гнилой забор, частично вросший в нее. Забор может заменить гнилой мостик. Но у его основания Вы все равно обязательно снова увидите грязь, и только её, родимую. Исключение это пейзажи Кавказа и Малороссии. Грязь они рисуют при изображении Российских пейзажей. Но неизбежно. Всегда. Это закон.
Так же отличают их творчество - пустошь, болота, тьма. Гниль, плесень и если не голые, то обязательно больные гнилью, и грибками деревья. Надо ли говорить что солнечная погода на картине будет встречаться редко. Да и солнце, в этом случае, нужно лишь чтобы передать как великолепно играет грязь на солнце. Надо сказать что, даже рисуя пейзаж в Италии, русский художник по привычке находит что-нибудь родное и понятное. Ну например руины. Кстати само направление, на мой взгляд, что бы, не говорили историки, придумали именно русские пейзажисты. Тьма, пьяные люди, грязные закоулки и руины, такова "наша" Италия. А так как Италия это все-таки солнце. Взгляд художника будет исходить из каких-нибудь кустов, ну или мрачного угла.
Таким образом, зная это, Вы всегда и везде сможете отличить отечественный продукт художественной культуры. Не благодарите. Кто, если не я?
Левитан Исаак Ильич. Листайте галерею.
Поленов Василий Дмитриевич.
Саврасов Алексей Кондратьевич.
Шишкин Иван Иванович.
Афонин Александр Павлович.
Дубовской Николай Никанорович.
Куинджи Архип Иванович.
Коровин Константин Алексеевич.
Надеюсь, после просмотра Вы не впали в депрессию. Хотя яндекс никому мои статьи не предлагает, так что тоска и апатия никому не грозит. Кроме меня, по ходу.