Курьер на электросамокате, велосипеде, байке или скутере во время поездки может сбить человека или повредить автомобиль при неудачном развороте. Порой курьеры не соблюдают правила дорожного движения и создают угрозу жизни не только своей, но и окружающих. Разобрались, страхуется ли ответственность курьеров перед третьими лицами и что делать, если вас сбил курьер на электротранспорте или повредил ваш автомобиль.
Страхуется ли ответственность курьеров перед третьими лицами
Обязательного страхования ответственности курьеров на электросамокатах, велосипедах и байках перед третьими лицами в российском законодательстве нет. «Потенциально возможно добровольно застраховать ответственность ИП или компании за причинение вреда действиями своих сотрудников при исполнении должностных обязанностей», — отмечают в ВСК. Так, крупнейшие компании предпочитают заключать такие полисы в добровольном порядке. Обычно такими договорами показывается ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также имуществу третьих лиц. Условия урегулирования определяются в договоре страхования, в том числе страховая премия, лимиты страховых выплат, перечень рисков.
Однако такие программы на рынке редки, даже единичны, отмечают в «Совкомбанк Страхование». Стандартные продукты страхования персональной ответственности такие риски не покрывают, так как «осуществление какой-либо коммерческой или профессиональной деятельности» является исключением по такому продукту, поясняют там. Если курьер является наемным работником курьерской компании, он не будет считаться надлежащим ответчиком, за его действия несет ответственность работодатель.
Можно ли получить выплату, если курьер сбил прохожего
В данном случае будет действовать общегражданская ответственность перед третьими лицами. При этом надлежащим ответчиком будет являться курьерская компания, сотрудником которой является курьер. Сам курьер также может отвечать за причиненный вред жизни, здоровью, если он совершил умышленные действия, в том числе находился в состоянии алкогольного опьянения либо заведомо нарушал правила дорожного движения, отмечает начальник отдела страхования ответственности, финансовых рисков и мини-индустрии «РЕСО-Гарантия» Елена Говорченко.
Порядок действий при столкновении с курьером
- Человек, которого сбил курьер из службы доставки, прежде всего должен зафиксировать факт события: сфотографировать курьера, логотип его компании и так далее, а также попросить свидетелей происшествия оставить номера своих телефонов для уточнения подробностей происшествия.
- Если из логотипа на спецодежде и снаряжении курьера можно сделать вывод, в какой компании он работает, лучше сразу с места события позвонить в компанию, объяснить ситуацию, попросить зафиксировать обращение и сообщить номер обращения.
- Нужно также попросить рекомендации самой компании, как действовать дальше для получения компенсации за причиненный вред.
- Также для доказательства факта столкновения можно использовать свидетельские показания, материалы видеорегистраторов, данные с камер городского дорожного видеонаблюдения.
- В дальнейшем при обращении в компанию по доставке с претензией нужно также предоставить справку из травмпункта. Справка должна быть свежая, выданная не позднее 24 часов с момента происшествия. Более поздняя дата на справке серьезно усложнит факт доказывания причинно-следственной связи между событием и полученной травмой.
- После обращения пострадавшего в курьерскую компанию с ним свяжется представитель страховой компании, но только в случае, если ответственность курьерской компании застрахована, либо курьерская компания собственными силами будет урегулировать убыток и выплачивать компенсацию.
Какую компенсацию можно получить после столкновения с курьером
Размер компенсации будет зависеть от тяжести полученных травм. Если речь идет об ушибах, компенсация будет в пределах 1–5 тысяч рублей. Но если потерпевший получит серьезные травмы (множественные переломы, переломы со смещением и другие тяжелые ранения), размер выплаты может достигать нескольких сотен тысяч рублей. Помимо прямых расходов на лечение, можно заявить требования об утраченном заработке за время нахождения на лечении, предъявить расходы на приобретение дополнительных средств передвижения и дополнительный уход. Также потерпевший вправе заявить курьерской компании требование о возмещении морального вреда.
Можно ли возместить ущерб, если курьер повредил автомобиль
Если машина потерпевшего застрахована по каско, он получит возмещение от своей страховой компании. Для оформления такого происшествия необходимо вызвать сотрудника ГИБДД. Однако если машина потерпевшего не застрахована, ему придется обращаться в компанию, в которой работает курьер. Если ответственность курьерской компании, в свою очередь, застрахована, урегулированием события займется страховщик причинителя вреда (напомним, что причинителем вреда будет являться курьерская компания, в которой работает курьер). Если такой страховки нет, сама курьерская компания должна возместить вред по действующему гражданскому законодательству РФ.
Как добиться возмещения
Если ответственность курьеров все-таки была застрахована, то пострадавший может обратиться в компанию, курьер которой причинил ущерб, с претензией о возмещении причиненного вреда, позвонив по телефону или отправив письмо на электронную почту поддержки, говорит начальник управления страхования ответственности «Ингосстраха» Дмитрий Шишкин.
Для получения возмещения необходимо предоставить информацию о событии: причины, последствия, документы, подтверждающие сумму ущерба. Пострадавший вправе требовать возмещения в полном объеме, но страховщик компенсирует ущерб в размере лимита ответственности, установленного договором страхования. Сумму, превышающую лимит, обязан возместить курьер или работодатель.
Как еще можно защититься в такой ситуации
Для защиты от любой непредвиденной ситуации (к которой в полной мере относится и столкновение с курьером) можно заключить личные договоры страхования жизни или имущества. Для рисков причинения вреда жизни и здоровью это будут полисы: ОМС, ДМС, страхования от несчастных случаев. Для автомобиля — полис каско.
Если вред целиком и полностью покроется собственной страховой защитой пострадавшего, то проще воспользоваться ей. Если у пострадавшего нет страховой защиты, то нужно требовать возмещения от причинителя вреда — работодателя курьера или самого курьера, если он самозанятый. Первоначально можно попробовать уладить эту проблему в досудебном порядке. Если будет отказано, то нужно восстанавливать свои права через суд.
Страхуется ли жизнь и здоровье самих курьеров
Такое страхование также необязательно, но некоторые курьерские компании заключают договоры страхования для своих сотрудников. По полису страхуется риск вреда жизни и здоровью курьера. Обычно это страхование от несчастного случая или страхование медицинских расходов, отмечают в «Ингосстрахе» и «Абсолют Страховании», которые заключают подобные договоры страхования. Речь идет о страховании от несчастных случаев со стандартными рисками «травма», «инвалидность», «смерть». Выплаты в среднем от 5 тысяч до 1 млн рублей в зависимости от характера вреда и условий договора страхования.
В настоящее время существуют и программы страхования ответственности за груз или посылку, добавляют в «РЕСО Гарантии». Программы построены таким образом, что страховое покрытие начинает действовать в момент получения курьером заказа через интернет и заканчивается в момент вручения посылки получателю. Например, страховая программа «Яндекс. Доставка» покрывает стоимость поврежденного или утерянного заказа в размере до 500 тысяч рублей включительно.
Для защиты своего здоровья курьер может приобрести полис страхования от несчастных случаев. По такому полису будет выплачиваться компенсация при получении травмы при падении с самоката, велосипеда или другого транспорта, говорит заместитель директора департамента андеррайтинга и перестрахования компании «Абсолют Страхование» Михаил Черных.