Нужны ли детям игрушки? Такой странный вопрос. С одной стороны, вроде всё понятно – игрушки и придуманы для детей, значит нужны. С другой – всё не так однозначно. Да, ведущая форма деятельности у детей игровая, но это вовсе не означает, что игрушки им жизненно необходимы. По крайней мере, точно нет нужды скупать каждый новый гаджет для игры или бежать в магазин за очередным супергероем.
Дети живут быстро. У них всё здесь, сейчас и сразу. Он не могут ждать. Вот посмотрел ребёнок новый мультик, а там очередной супергерой или принцесса, или робот-поезд, или супер-машина. И ему жизненно необходима такая игрушка. Особенно, если мультик идёт по ТВ, а в рекламных паузах мелькают весёлые рекламы вот этой разноцветной шушеры. Именно по этой причине мой сын не смотрит мультики по ТВ, исключительно через онлайн-кинотеатры – Ivi, Okko, Кинопоиск и прочая компания. Мне так проще фильтровать ненужную информацию.
Дети живут по законам стаи. А это значит – в определённом возрасте им важно быть как все. Принёс Саша-Миша-Паша в сад новую игрушку – вечером родители будут выслушивать бесконечное нытьё, просьбы и даже требования «хочу такую же». Этот момент никак не обойти, его просто надо пережить. Отсюда повальное увлечение то одним, то другим – спиннеры, pop-it и Хагги-Ваги нужны всем, даже если не нужны.
На самом деле, детям нужны не игрушки, а игры. Им нужно ИГРАТЬ. А играть можно с чем угодно. Это как в анекдоте – «Принёс ребёнку пакет игрушек, а он играет с пакетом». Так вот, когда ребёнок играет с пакетом – не мешайте! Пусть играет так, как хочет. Пусть находит новые решения и строит дороги не только из деталей специально предназначенного для этого трека. Мой сын строит дороги для машин из книг, а из деревянной железной дороги делает машины для транспортировки поездов. Я никогда не лезу и не занудничаю, что он всё делает неправильно. Именно во время такого «неправильного» использования вещей и возникает свободная игра. Игра, у которой нет заранее написанного сценария и правил. Игра, во время которой ребёнок отдыхает.
Музей игрушек в Нью-Йорке назвал одной из лучших игрушек в истории человечества палку. Незаменимый предмет, который может быть чем угодно – меч, пистолет, машина, кукла, корабль. На втором месте – картонная коробка. Веревка, трубка, мяч, камни – это огромное поле для творчества. У Максима была самая любимая игрушка – пара больших колес от машины, к которым привязана верёвка, к которой привязана палка. Эту конструкцию он таскал с собой везде. За неё были битвы на детских площадках. И он очень ею гордился, ведь придумал и сделал САМ. Мы её потеряли, это были 3 дня слёз… Новую делать он не захотел, так и вспоминает о своей утрате.
На самом деле, чем меньше игрушек – тем лучше будет играть ребёнок. Ему придётся придумывать и изобретать, а не пользоваться лишь готовыми решениями. Мамы часто хотят как лучше и скупают «развивающие» игрушки тоннами, надеясь, что вкладываются в будущее детей. И удивляются – почему ребёнку ничего не интересно и играть новой игрушкой, как и всеми предыдущими, он будет ровно 5 минут. Потому что он уже пресыщен разноцветным пластиком с громкими звуками.
Чем скупать в магазинах бесконечные детские гаджеты, лучше дайте детям свободу – пусть варят суп из песка и листьев, строят дом для муравьев (любимое занятие прошлым летом было), ищут и прячут сокровища – да всё, что детская душа пожелает. Вы, главное, не мешайте и не указывайте, они сами разберутся. Да, на это может уйти время, если ребёнок не привык к такой свободе. Зато потом будет вам счастье, когда малыш всегда сможет найти себе занятие. Пусть играют с грязью и водой, бегают по лужам (сейчас огромное количество спецодежды для таких случаев), собирают камни и копают пещеры в снегу. Это для вас глупости, а им это реально нужно. Это и есть развитие.
Предлагайте нетривиальные решения для игр. Вместо того, чтобы разложить готовый вигвам, можно построить дом из стульев и пледов. Автомобильную трассу можно построить из книг, а можно вообще из бумажного скотча на полу целую автостраду сделать. Обед для кукол можно не из пластмассовых овощей приготовить, а слепить самим из пластилина (а можно маме помочь и приготовить всё по-настоящему). Да и кукольные одёжки можно самим придумать, а не покупать готовый гардероб (ностальгические воспоминания). Научите дочку делать куклу из одуванчиков и соломинки, а сына – кораблик из коры, палок и листочка. Им это правда понравится.
Во всём нужна мера, и в игрушках тоже. Я, конечно, тоже покупаю игрушки, нимб у меня не вырос😊По пятницам у нас день-праздник – сын может выбрать в магазине что-то небольшое (киндер-сюрприз, небольшую игрушку, набор для творчества либо что-то другое). Если во вторник он увидел на кассе Пятерочки синюю машинку со спойлером – мы возьмём её в пятницу, если он не передумает (а он чаще всего забывает про сиюминутные желания). Пусть желание дозреет и оформится, если не забыл – значит действительно надо. Так мы избавились от бесконечного магазинного «купи-купи-купи». В пятницу и точка.
Понятно, что не нужно впадать в крайности и сиюминутно выкинуть из дома все игрушки, заменив их коробками, верёвками и палками. Начните с малого – не покупайте игрушки месяц. Разберите старые завалы и уберите половину игрушек, оставив в доступе ребёнка небольшое количество игрушек разного функционала (машинки, конструкторы, мягкие игрушки, подвижные игры, паззлы). Наблюдайте за ребёнком – что он любит, во что больше играет, как часто фантазирует? А фантазия рождается на белом чистом листе бумаги. Так пусть у ребёнка будет такой лист.
А вы часто покупаете игрушки детям? Исключая подарки на праздники и сюрпризы от бабушек и дедушек. И если покупаете - то как?