27 января по новому стилю Русская Православная церковь чтит память равноапостольной Нины. Юная девушка из богатой знатной семьи, которая не побоялась оставить родной дом и отправиться в долгое опасное странствие. В дороге Нина потеряла тех, кого любила, видела их страшную гибель и спаслась, и почти отчаялась. Но во сне, на берегу реки увидела ангела, который дал ей книгу, в которой было сказано: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить». И потом была длинная жизнь, в которой, как в причудливой восточной сказке велись разговоры с царицами и царями, и рос на склоне горы волшебный кедр, скорбящие получали утешение и исцелялись немощные.
Как странно перекликается житие святой с судьбой, названной её именем Нины Чавчавадзе (Грибоедовой). Были в её жизни и безмятежное детство во дворце, и внезапная любовь взаимная, счастливая, как в сказке. И долгая дорога с любимым, и короткая, как казалось поначалу, разлука. А потом всё кончилось. Потеряла и мужа, и сына. В 16 лет вдова. Но не пропала, не отчаялась. Как удивительно сбылись её слова, обращенные к мужу: «Будем век жить, не умрем никогда!» Почти 200 лет назад сказано, но по-прежнему, где вспомнят Нину Чавчавадзе, там вспомнят и Грибоедова.
Что осталось нам в память об этой семье? Знаменитый памятник на склоне горы Мтацминда («Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»), единственное сохранившееся письмо от мужа к юной жене («Потерпим еще несколько, ангел мой, и будем молиться богу, чтобы нам после того никогда более не разлучаться») и подарок, отправленный из Тегерана Нине по случаю её именин в январе 1829 года - дорогой чернильный прибор. Забавно, но выгравированная на крышке надпись (Ecrives me souvent le mien ange Nynaubie! Tout le tien А. G.), которая обычно переводится как: «Пиши мне часто, мой ангел Ниноби! Весь твой А. Г.» на самом деле выглядит несколько нелепо. Фраза построена грамматически неверно. Сделанные в этой короткой надписи ошибки никак не могли быть допущены человеком, блестяще владеющим французским. Нина Александровна, в свою очередь, хорошо знала язык и конечно должна была заметить эту несообразность в послании супруга. Таким образом, причина появления этого загадочного Volapük (тарабарщина, неграмотная речь), совершенно непонятна. Мы можем только предположить, что ошибку допустил не слишком внимательный гравер, а Грибоедов не стал настаивать на исправлении. То ли это испортило бы дорогую вещь окончательно, то ли надпись получилась настолько забавной, что жалко стало её менять. А может, это намеренно сочиненная шутка, понятная только им двоим. Он радовался, когда придумал, как насмешить свою Нину, а она невольно улыбалась, каждый раз, открывая крышку последнего подарка любимого мужа.
Булат Окуджава — Грибоедов в Цинандали
Цинандальского парка осенняя дрожь.
Непредвиденный дождь. Затяжной.
В этот парк я с недавнего времени вхож —
мы почти породнились с княжной.
Петухи в Цинандали кричат до зари:
то ли празднуют, то ли грустят…
Острословов очкастых не любят цари, —
бог простит, а они не простят.
Петухи в Цинандали пророчат восход,
и под этот заманчивый крик
Грибоедов, как после венчанья, идет
по Аллее Любви напрямик,
словно вовсе и не было дикой толпы
и ему еще можно пожить,
словно и не его под скрипенье арбы
на Мтацминду везли хоронить;
словно женщина эта — еще не вдова,
и как будто бы ей ни к чему
на гранитном надгробьи проплакать слова
смерти, горю, любви и уму;
словно верит она в петушиный маневр,
как поэт торопливый — в строку…
Нет, княжна, я воспитан на лучший манер,
и солгать вам, княжна, не могу,
и прощенья прошу за неловкость свою…
Но когда б вы представить могли,
как прекрасно упасть, и погибнуть в бою,
и воскреснуть, поднявшись с земли!
И, срывая очки, как винтовку с плеча,
и уже позабыв о себе,
прокричать про любовь навсегда, сгоряча
прямо в рожу орущей толпе!..
…Каждый куст в парке княжеском
мнит о себе.
Но над Персией — гуще гроза.
И спешит Грибоедов навстречу судьбе,
близоруко прищурив глаза.
Автор текста — Варвара Сергеевна Фомичева, специалист тематических программ Мемориального Музея-Лицея и музея-дачи А. С. Пушкина.