(1990 г.)
Сентябрь 1990-го года я провела в Москве в Центральном институте повышения квалификации Министерства культуры РСФСР. Приехали специалисты из разных городов России: Тюмени, Саранска, Плеса, Тамбова, Кирова... Нам было очень удобно проходить курсы. В одном здании находился этаж для проживания и там же в учебных аудиториях проводились теоретические занятия. Оно расположено около ВДНХ, близко метро и вообще хорошее место. По программе мы, конечно, побывали во многих музеях и выставочных залах Москвы и Подмосковья. Кроме программных мероприятий сами посещали интересные историко-культурные объекты и мероприятия.
На занятиях по специализации мы разрабатывали различные проекты.
Один из них был о панно "Каменный век" В.Васнецова в Государственном историческом музее.
То есть, снова встречаемся с ними! С "древними людьми из... этажерки!"
Виктор Михайлович Васнецов художник, создавший народные и эпические, сказочные и былинные образы. Как оказалось, не зря именно к нему
обратились с предложением написать масляными красками панно под общим названием "Каменный век".
Хрестоматийные знания о том, как он был удивлён, смущен и даже вначале отказывался от предложения создать картины далёкого, слишком далёкого прошлого, но они - эти картины как будто сами "пришли" к художнику; дополнились новыми взглядами и чувствами по отношению к удивительно замечательной истории.
Художнику предоставлялась возможность воплотить в жизнь давнюю мечту - украсить своими произведениями важное общественное помещение. Здесь с его работами будут знакомиться многие люди разных поколений. А это налагает большую ответственность на автора.
К счастью, сошлось все: увлечённое историей окружение людей, мастерство и талант художника, способность неординарно творчески мыслить и умение чувствовать своих воображаемых героев, понимать условия их жизни.
Панно находится во Втором археологическом зале Государственного Исторического музея. Типичная бытовая сцена обработки звериных шкур группой женщин изображена над входом в зал.
Фигура вождя с палицей на плече и копьем в руке является главной в другой группе, где показаны бытовые занятия мужчин.
Последний фрагмент этой части картины - (не любимая мной) охота на мамонта.
Первые две части нужно было умудриться расположить на одной стене и в то же время разделить их. Что делает художник? Пишет между ними пейзаж с рекой и дальним берегом. Таким образом, все происходит на разных берегах. На пологом берегу - мирный труд, на крутом - добывают мамонта.
Третья часть «Пиршество» помещалась на отдельной стене. От других частей её отделяет окно.
Панно "Каменный век" на историко-этнографическую тему Виктора Михайловича Васнецова способствовало более осмысленному восприятию расположенных в зале экспонатов. По воспоминаниям его современников, легко представить, что тогда для большинства посетителей было сложно воспринимать отдельные, невзрачные предметы, как ценные свидетельства жизни в далёком прошлом. Глиняные черепки, какие-то камни, странные кости не отличались изысканным внешним видом, были мало понятны.
А внимательно разглядывая картины художника, который показал для чего нужны были те или иные грубые на вид предметы, становилось понятно, как и для чего использовали их древние люди.
Конечно со временем развитие археологии, этнографии, истории значительно расширило в целом знания о каменном веке. Сделало привычным для нас многие понятия и зрительные образы. Но и тогда В.Васнецову удалось своим талантом, любознательностью, творческой фантазией, постоянным общением со специалистами, создать произведения, погружающие в давние времена.
Оказывается, можно мечтать и воображать себе не только будущее, но и очень далекое прошлое!
Панно эмоционально обогащает экспозицию зала. Форма помещения круглая, поэтому показанные на нем
события должны были открываться посетителям постепенно.
Законченность композиций отдельных эпизодов, смысловая наполненность, позволяют считать их не только фрагментами одного произведения, но и как отдельные картины.
Яркая выразительность жестов и поз изображенных людей образно передают движение Жизни далёкого прошлого.
Фигуры людей на высоко расположенном панно созданы так, чтобы они правильно воспринимались при взгляде снизу, без пропорциональных искажений.
Первые две сцены созданы на фоне обобщенного сурового пейзажа.
А третья, с ярким костром и отблесками в небе, которая ранее меньше привлекла моё внимание, казалась не такой
значительной, на этот раз открылась в своей провидческой глубине и философии. Почувствовался её особый смысл.
Празднование победы. Всё племя находится около большого костра.
Радуются люди-победители. В широком смысле это победа не только над зверем. Им есть что праздновать!
Их эпоха была по-своему динамичной и значительной. Люди многое открыли для себя. Научились добывать и использовать огонь, плавить металлы, выращивать растения, шить одежду, мастерить необходимую утварь, строить жилища и средства передвижения, даже приручили разных животных.
Художник сумел показать этот творческий настрой, наделил персонажи такой кипучей энергией, что её хватит на много веков. К небесам устремляется большой костёр, как прообраз будущей космической ракеты!