Вадим Денисов, писатель, публицист, исследователь Севера, эксперт «ПОРА», – специально для канала СМП
Север — край сильных. И упрямых. Что бы ни случалось на материке, северянин привычно займет позицию «не докатится». Так в горячие месяцы 1917-го туруханские купцы сидели с семьями на верандах, пили чай и вяло изучали газеты с новостями о непонятной питерской смуте. И даже мысли о предстоящих потрясениях у них не возникало… Северные системы жизнеобеспечения не любят потрясений, и в этом смысле очень неэластичны. Порой это сильно вредит. Мы оказались не готовы к появлению немецких подлодок в Карском море, к десантам на полярные станции и появлению у Диксона целого линкора — силы ВМФ подтянули с Дальнего Востока позже. Но чаще северная инерция идёт на пользу.
В начале марта 2022 г. в совместном заявлении Арктического совета было заявлено, что организация «приостанавливает работу в связи с действиями России на Украине». К этому всё и шло. Напомню, что Арктический совет был создан в 1996 г., как межправительственный форум высокого уровня для развития циркумполярного сотрудничества, площадка взаимодействия арктических государств, постоянных участников совета из числа КМНС, а также ряда государств и организаций, имеющих статус наблюдателя. С мая 2021 г. и до мая 2023 г. в Арктическом совете председательствует Россия.
Западные участники совета привычно занялись бойкотом, переходящим в саботаж, мы же по инерции продолжили председательствовать без личного состава. Однако интерес к судьбе Арктсовета не угасает. Представьте себе заколоченный комитет ВЛКСМ с табличкой «Все ушли на фронт», к которому с завидной регулярностью подходят желающие узнать дату следующего заседания… Так каково же его будущее? Действия заклятых партнёров дают однозначный ответ: данный проект умер, а вот они запускают альтернативную площадку. Без России вообще. Дело в том, что «арктический Запад» в принципе отказывается даже от самого выгодного взаимодействия — маркером стало закрытие российских офисов норвежской «Беллоны». Эта агрессивно действующая природоохранная организация, работавшая по арктическо-ядерной тематике, всегда была под пристальным вниманием контрразведки, как «крыша» западных разведслужб и центр сбора информации. Функционеры «Беллоны» были вхожи в высокие кабинеты, пользовались неким иммунитетом, а представитель «экологов» даже вошёл в Общественный совет при «Росатоме».
Базы данных, связи, подготовленные кадры, знания и компетенции, накопленные за годы разъездов по стратегическим объектам — англосаксов это не остановило. Приказали, и «экологи» свернулись. Ну о каком сотрудничестве можно вести речь? Мы уже забыли о европейских структурах, звучат предложения о выходе из ОЗХО и даже из МАГАТЭ, ставится под сомнения жизнеспособность ООН… Однако северная инерция сказывается: вдруг получится возродить? Не получится, тем более, что западники и сами горазды позаседать… В июне Дмитрий Медведев заявил: «Можно сколько угодно устраивать «междусобойчики» и пытаться что-то решить без России. Но если такие решения принимаются без учёта интересов крупнейшей арктической державы, в них нет никакого смысла… Мы будем последовательно расширять сотрудничество с дружественными нам странами в Азии, Африке и Латинской Америке». И вот это ключевое. Нужно не реанимировать старое, а создавать новое. Но не торопиться.
Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция зря надеются, что англосаксы позволят им урвать куски арктического пирога, время географического добрососедства ушло. Европейцы торопятся. Американцы их обманут, подтянут в Арктику свою структуру — AUKUS, с вариативным вовлечением Японии и Канады. В наше время, когда новые альянсы и зоны влияния ещё только формируются, нельзя делать ставку на реанимацию старого. Сначала устойчивый альянс — потом надстройки.
Что и кого можем подтянуть мы? У нас есть БРИКС, уже хорошо. И никаких договорённостей отдельно с Китаем. Возможно привлечение Аргентины, имеющей опыт работы в Антарктике. Но всё это дело будущего.
Может быть, далёкого.
С морским приветом, @sevmorput