Когда ПФР и ФСС объединялись, власти заявляли, что никаких проблем не будет — новый Соцфонд станет полным преемником старых структур. То же самое сейчас написано на сайте СФР. Однако на деле проблемы есть. К нам всё чаще обращаются получатели детских пособий с жалобами, что СФР отказывается решать проблему старых выплат и отправляет… в ПФР, то есть структуру, которой уже нет.
Происходит следующее. У семьи возникли проблемы с выплатами, которыми заведовал ПФР, например, пособием на второго ребёнка до 3-х лет. Семья звонит или идёт лично в СФР, и это логично, потому что фонд стал преемником упразднённой структуры. Но в СФР говорят: это пособие, которое назначал ПФР, обращайтесь туда. А ПФР, как мы знаем, больше нет. Сотрудник тот же самый, адрес тот же самый, даже телефон не поменялся. Но буквы другие, поэтому — не беспокойте нас. Выглядит абсурдно и напоминает старую шутку, но на самом деле это стало проблемой для многих семей.
СФР к моменту публикации статьи на запрос «Выберу.ру» не ответили. Юрист Нелли Гурьянова помогла нам разобраться в проблеме. Итак, Социальный фонд создан из ПФР (Пенсионный фонд) и ФСС (Фонд социального страхования). Судя по закону от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», ФСС полностью прекратил своё существование, а ПФР как юридическое лицо никуда не делся, он реорганизовался.
П. 6 ст. 18 Федерального закона № 236-ФЗ гласит: создание Фонда не является основанием для прекращения или изменения возникших до дня создания Фонда обязательств Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ, их территориальных органов, подведомственных Фонду учреждений. Это означает, что новый фонд стал полным правопреемником как Пенсионного фонда, так и ФСС.
В высших кругах власти уверяют, что по вопросам, которые раньше были в ведении ПФР, граждане могут обращаться по прежним адресам или в МФЦ.
Всё указывает на то, что отказ чиновника решать вопрос, связанный со старыми пособиями, — нарушение. Повторим: СФР — полный преемник ПФР и должен решать все вопросы, связанные с пенсиями и пособиями.
Комментарий юриста Нелли Гурьяновой:
С любыми жалобами нужно также обращаться во вновь созданную структуру – письменные обращения по любым пенсионным вопросам и вопросам социального страхования новый фонд обязан рассмотреть в установленные сроки. Если этого не происходит или как-то нарушаются права граждан при урегулировании спорных вопросов, входящих в компетенцию сотрудников прежних фондов, нужно жаловаться в прокуратуру
Итак, если вас из СФР отправляют в ПФР:
- Через портал «Госуслуги» напишите жалобу в СФР.
- Если ответ на жалобу вас не удовлетворил — пишите жалобу в прокуратуру.
Обращаем внимание, что обращения к чиновникам надо писать правильно. В противном случае вы получите размытый ответ, а не решение проблемы. Нелли Гурьянова рассказывает, как это сделать, чтобы получить результат, а не абстрактные отписки.