Князь был храбрым и умелым предводителем. Он был человеком жестокого века. У Олега до Людмилы не было жены. Неужели она смогла своей красотой и лаской растопить черствое сердце воителя?
Положение вдовы с давних времен стояло в зависимости от того как это принималось обществом. У нас тема связана с временами языческими, поэтому следует рассмотреть вопрос, как дела с этим обстояли тогда.
В те времена чаще всего вдовы следовали следом за умершим мужем. Согласно представлений народов исповедовавших веру в Богов: женщине оставшейся на этом свете одной нужно было оставаться спутницей жизни мужа и на том. В загробной жизни мужчине были необходимы не только предметы утвари. Видимо языческие народы считали, что и в загробном мире мужчине нужно было общение с прекрасным полом. Такие обычаи были не только у германских племен (герулы), скифов, фракийцев и сарматов, но и у славян.
Подтверждением распространения самоубийства или убийства жены после мужа являются свидетельства, как мусульманских авторов (аль-Масуди, Ибн Фадлан), так и византийских и западных (Лев Диакон, Титмар Мерзенбургский).
Согласно Маврикию, писавшему в 6-м веке о славянках: «Жены же их целомудренны сверх всякой человеческой природы, так что многие из них кончину своих мужей почитают собственной смертью и добровольно удушают себя, не считая жизнью существование во вдовстве»
Уже позже на Руси по-видимому были браки: когда князь женился на вдове. Но было одно условие: ее бывший муж не должен был происходить из рода Рюрика. Поэтому с вдовами князей-Рюриковичей князья не заводили брачных союзов. Но это было уже в христианские времена.
Вернемся же к нашим героям – Олегу Вещему и Людмиле. Почему же Людмила не последовала в Ирий за своим мужем - Ратмиром, если такого требовали славянские обычаи? Это вопрос на который я не нашел ответ.
Изначально о Людмиле известно, что она вышла замуж за Ратмира, который был приятелем Валимунда. Это событие произошло в 862-м году, а уже в 864-м году, муж погиб. Не долго же была Людмила вдовой по смерти супруга.
В 866-м году согласно «Будинскому изборнику» приехала к Олегу в Киев Людмила. Причем она была княгиней. Людмила не взяла в поездку своих детей от брака с воеводой Ратмиром: сына Владислава и дочь Горыню.
Олег тогда сказал: «Вот моя княгиня любимая, женюсь я на ней, и пусть будет Русгерда ей матерью»; была Людмила очень красива и пришлась по сердцу Олегу, потому что являла собой воплощение женственности…» Вот как нравилась, оказывается Людмила Олегу.
На следующий год Олег женится на Людмиле, которая приходилась Вадимиру дочерью, а Гостомыслу правнучкой. Олег принял ее детей от первого мужа и подтвердил их владения Плесковом (Псковом) с деревнями на «на вечное княжение им и их роду, как детям воеводы Ратмира, который погиб вместе с Вадимиром в 864 году в битве у Новгорода…»
Получается, Олег женился на жене врага Рюрика, да еще и на вдове.
Дальше летописец изборника как бы уточняет причину прав на Плесков, а главное на истинную причину женитьбы Олега на Людмиле: «…Ведь они истинные, настоящие словене и наследники Гостомысла, и Олегу они очень дороги с матерью их Людмилой, которая и в завещании Гостомысла названа княгиней Плескова...»
В 911-м году было знамение: от огромной звезды исходили три хвоста. Приглашенные волхвы предсказали тогда Олегу нехорошее.
В этот же год умерла в Плескове : «…любимая жена Олега, княгиня Людмила…» Летописец поясняет, что Людмиле было всего 63 года. При этом он не забывает сказать о ее красоте снова. Судя по данным изборника: «…и не захотела жить в Киеве, и все годы жила со своими детьми в Плескове, в своих имениях, и там же умерла, и похоронена была в своем имении в Выбутове…»
Возникает закономерный вопрос, почему она не жила в месте со своим мужем – Олегом. Это была ее прихоть, или прихоть Олега?
Как следует из записи в изборнике, Вещему князю не могло нравиться раздельное проживание с женой: «…Олег же Вещий очень переживал кончину Людмилы, говорил, что не может жить без нее: «Думаю, что скоро приду к ней…Ведь до Людмилы я был один и без Людмилы снова я один».
Какой же в целом можно сделать вывод? Из-за того, что «они» наследники Гостомысла, поэтому и «дороги» они вместе с Людмилой, которая по завещанию являлась княгиней Плескова. В те времена, чтобы удержаться у власти, нужно было иметь связь с народом через женщину этого народа, а в памяти потомков и с самим Гостомыслом.
Вот в чем была суть истинной любви Олега к Людмиле. Может по этой причине она и не жила в Киеве, а жила отдельно в своем уделе. Вероятно любовь Олега не более чем красивая романтическая сказка. Впрочем, я могу и ошибаться.