Найти тему

День рождения М.Е. Салтыкова-Щедрина

27 января (15 по старому стилю) 1826 года родился писатель-прозаик, сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

И.Н. Крамской. Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина. Холст, масло. 1877
И.Н. Крамской. Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина. Холст, масло. 1877

С Н.А. Некрасовым судьба свела его в 1850-х годах. Но настоящее сближение писателей состоялось в 1860-70-е годы.

Тяжелый, прямолинейный характер Салтыкова-Щедрина, его грубоватая манера общения, воинствующая честность, поначалу вызывала у Некрасова негативный отклик. Вернувшись в 1857 году из заграницы, поэт писал Тургеневу о сложившемся впечатлении от русских литераторов:

«В литературе движение самое слабое. Все новооткрытые таланты, о которых доходили до тебя слухи, - сущий пуф… Гений эпохи – Щедрин – туповатый, грубый и страшно зазнавшийся господин. Публика в нем видит повыше Гоголя!»

Матэ Василий Васильевич. Групповой портрет. Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Г.З. Елисеев, Г.И. Успенский 1889
Матэ Василий Васильевич. Групповой портрет. Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Г.З. Елисеев, Г.И. Успенский 1889

Однако пройдет не так уж много времени, и Некрасов станет искренним почитателем творчества Салтыкова-Щедрина. Последний сделается незаменимым сотрудником сначала журнала «Современник», а затем и «Отечественных Записок», фактически соредактором Некрасова, человеком, на которого поэт мог всецело положиться, которому мог доверить журнал. Уже с 1860 года Салтыков-Щедрин становится почти исключительным сотрудником «Современника», а к 1862 году – входит в редакционный кружок журнала. Он обивает пороги цензурных инстанций, принимает и оценивает статьи молодых авторов, устанавливает порядок печатаемого в номере материала и многое другое. Только за 1863 год из-под пера Салтыкова-Щедрина в «Современнике» вышло по одним источникам 25 статей и заметок, а также 12 рецензий (550 печатных страниц), по другим – 29 статей и заметок и 19 рецензий (627 печатных страниц)!

С 1867 года начинается сотрудничество писателя с редакцией «Отечественных Записок».

«…я получил от Вас телеграмму о том, что «Отеч.записки» переходят к Вам без участия Краевского, и искренно сожалел, что все это случилось месяцем позже. Желательно бы знать, на каких условиях и каким образом это случилось. Ответ я уже послал Вам в тот же день по телеграфу. Я просил Вас объявить меня в качестве сотрудника, потому собственно, что из Вашей телеграммы не мог видеть, в чем заключается Ваше предложение…» – пишет Салтыков-Щедрин Некрасову.

Постепенно, между писателями складываются отношения, построенные на доверии и взаимоуважении. Сближение этих двух литературных гигантов можно легко объяснить тем, что при всей несхожести характеров, оба они, обладали родством убеждений и понятий. Оба были защитниками угнетенных и обездоленных, оба воспевали правду, не боялись открыто говорить о ней, искали истину и справедливость в народе, который любили и за который радели.

С начала 1870-х годов письма Салтыкова-Щедрина к Некрасову приобретают более проникновенный, личный оттенок. В них много жалоб на здоровье, Салтыков-Щедрин признает, что измучен, что нервы ни к чему не годятся; он то позволяет себе резкие реплики, то извиняясь, оправдывает собственные слова состоянием здоровья.

Поразительно, что при всей тяжести своего состояния, Салтыков-Щедрин ни на минуту не допускает мысли оставить литературную деятельность. Он усердно работает, в письмах часто просит Некрасова дать оценку своим произведениям, трепетно радуется похвале со стороны человека, мнением которого дорожит.

В письме к Анненкову от 25 ноября 1877 года, Салтыков-Щедрин ругает цензуру, не позволившую опубликовать заключительную часть «Кому на Руси жить хорошо», называет поэму «замечательной», отдает должное силе воле поэта: «Этот человек, повитый и воспитанный цензурой, задумал и умереть под игом ее. Среди почти невозможных болей написал поэму, которую цензура и не замедлила вырезать из 11-го №. Можете сами представить себе, какое впечатление должен был произвести этот храбрый поступок на умирающего человека…Вот ежели был бы стыд, то этого бы не сделали хоть ради того, что человек тридцать лет служит литературе и имеет имя». В том же письме, Салтыков-Щедрин рассуждает о том, как отразится на нем самом близкая смерть Некрасова. Становится очевидным, что судьбы обоих настолько связаны, что уход одного неминуемо затронет другого:

«Как только Некрасов умрет (в чем я почти не сомневаюсь), так, вероятно, рушатся и «Отечественные Записки» … катастрофа сия, вероятно, отразится и на мне. Или, говоря проще, я тоже умолкну».

Столь печальному прогнозу не суждено было сбыться. После смерти Некрасова именно Салтыков-Щедрин возглавил «Отечественные Записки» и оставался на этой должности вплоть до закрытия журнала в 1884 году.

М.Е. Салтыков-Щедрин переживет Некрасова на двенадцать лет. Горячая любовь к литературе не оставит его до последних дней. Несмотря на болезнь и ухудшающееся здоровье, Салтыков-Щедрин продолжит писать. Он еще подарит русской литературе и «Господ Головлевых», и «Пошехонскую старину», напишет детские сказки и рассказы, и не одну повесть. Работа будет давать ему силы жить вопреки недугу.

В прощальном письме к сыну, Салтыков-Щедрин завещает «милому Косте», любить и беречь мать, хорошо учиться и быть безусловно честным в жизни. «Вот и все» - завершит он последние обращение к сыну, но вдруг, словно вспомнив нечто важное, добавит с новой строки:

«Еще: паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому».

Автор текста – Юлия Викторовна Васильева, хранитель экспозиции Мемориального музея-квартиры Н.А. Некрасова.