Среди расстройств психики и высшей нервной деятельности, характерной чертой которых является противопоставление “Я” и “Других”, можно выделить, прежде всего, расстройства аутистического спектра (РАС). Они включают в себя аутизм – детский, атипичный, высокофункциональный, аутизм Каннера и т.д., – синдром Аспергера и синдром Ретта. Этиология РАС не изучена полностью, однако в большинстве источников их трактуют как расстройство развития. Они проявляются в детстве (1-3 года) и, вопреки распространенному мнению, могут как нивелироваться с возрастом, так и сопровождать человека всю жизнь. В ряде контекстов РАС трактуется как форма социального отчуждения: “Аутизм (от гр. аутос – сам; букв.: ориентированный на себя) – форма социального отчуждения, состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира”, как пишут Балута А.А. и Макарова К.В.
Согласно МКБ-10, эта группа расстройств характеризуется качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий. Эти качественные отклонения являются общей характерной чертой деятельности индивида во всех ситуациях. При пересмотре классификации болезней (МКБ-11) расстройства аутистического спектра разделили по степени выраженности нарушений интеллектуального и речевого развития, а синдром Аспергера и синдром Ретта вовсе исключили.
Для аутичных детей, даже если у них не наблюдается задержки речевого развития или умственной отсталости, характерны трудности в общении со сверстниками. Прежде всего, это проявляется в невосприятии невербальной коммуникации: аутичные люди могут не распознавать эмоции собеседника по выражению лица, не улавливать смысла пословиц и иносказаний, даже если окружающим этот смысл кажется очевидным, не понимать намеки, не иметь чувства юмора, не уметь подражать действиям окружающих. Аутичные люди склонны к буквальному пониманию информации, поэтому в детстве бывают излишне доверчивыми, практически не умеют врать. У них снижен мотивационный компонент и приглушены безусловно рефлекторные реакции, также есть проблемы с распознаванием собственных эмоций (алекситимия). В общем, можно сказать, что люди с РАС с детства не ориентированы на социум.
В то же время, вследствие нарушения мотивации и внимания, аутичным людям свойственны зацикленность на определенных предметах и специальные интересы; как правило, они узконаправленны и поэтому специфичны (к примеру, из всех наук человека интересует только чистая математика, а физика или программирование – уже нет). Также наблюдается избирательная память, и ее объем превышает объем памяти среднего человека. Эти черты помогали аутичным людям значительно преуспеть в интересующей их области. Среди них, к примеру, Донна Уильямс, Энтони Хопкинс, Илон Маск.