В конце января Петербург преображается по-особому — торжественно и строго. 27 января 1944 года отмечается день полного снятия блокады.
Ленинград — единственный в мире город, который выдержал такую продолжительную осаду и не сдался. Одним из первых получил звание «Город-герой». В одном из домов Петербурга жили Савичевы. На глазах девочки Тани умерли все ее близкие.
Это было очень сильное потрясение, ее последние слова в дневнике об этом говорят, как набат бьют: Савичевы умерли, умерли все, осталась одна Таня. Об этом состоянии говорят эти строки, эти слова.
Татьяна Грамовичэкскурсовод Государственного музея истории Санкт-Петербурга
Подлинный дневник Тани Савичевой находится в музее истории Санкт-Петербурга. Блокада коверкала и ломала детские жизни. Ира Богданова: для горя хватило листочка, вся ее семья умерла от голода, девочку отправили в детский дом. Наташа: ее семья чудом выжила в блокаду. Наталье Григорьевне чуть-чуть не хватает до девяноста, но те 900 дней не стереть из памяти.
А мы кушать хотели, а мы кушать хотели, все время хотели кушать.
Наталия Каржавинажительница блокадного Ленинграда
Таню Савичеву вывезли из Ленинграда, умерла она уже в эвакуации. На «Дороге жизни» отмечен каждый километр. «Цветок жизни» — это мемориальный комплекс, посвященный детям, маленьким героям своего трудного времени. И здесь же дневник Тани в граните. Из гранита был и характер ленинградцев.
Каждая четвертая машина ушла под лед, а на дороге работало больше четырех тысяч машин. И, по нашим данным, на дно Ладоги ушло 1020 машин.
Александр Войцеховскийнаучный сотрудник музейно-мемориального комплекса «Дорога жизни»
Один из символов непокоренного Ленинграда — памятник «Разорванное кольцо», он на самом берегу Ладоги. Музей называется «Штаб автомобилистов», здесь находился кабинет Михаила Нефедова — начальника той самой «Дороги жизни», а если официально, «Военной автодороги № 101».
Когда Нефедов все это изучил, пришел к выводу, что лучше все-таки фары включить, и приказывает — включить, ведь немцы физически не могли висеть в воздухе круглые сутки, бомбить и обстреливать и это позволило машинам увеличить скорость, объезжать полыньи и промоины, меньше машин слало проваливаться и в город пошло больше грузов.
Александр Войцеховскийнаучный сотрудник музейно-мемориального комплекса «Дорога жизни»
И если в город везли продукты, то из Ленинграда увозили детей и женщин. Дальше эшелонами многие люди уезжали за Урал, на территорию Западной Сибири и Омской области.
В большинстве своем это были дети, после окончания Великой Отечественной войны многие пытались вернуться, но город был сильно разрушен и возвращаться было некуда.
Александр Палагинруководитель представительства ЯНАО в Санкт-Петербурге
На сегодняшний день на Ямале живет 18 блокадников. Это люди, судьба которых связана с Севером, и все же их сердца навсегда остались в непокоренном Ленинграде.
Смотрите полный выпуск «Время Ямала» 10:00 от 27 января.