Найти тему
Евгений Ермилов

Трансформация Православия в Русское Православие.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Продолжаю цикл статей про уникальность такого явления как РУССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ.

Особого интереса у аудитории эти материалы не вызывают. Это и понятно: вопросы Веры, Религии, церкви для каждого из нас достаточно интимная, деликатная тема.

По этим вопросам идёт спокойное, ровное обсуждение в котором вы не найдёте горячих новостей, провоцирующих идей, «жаренных» фактов.

А раз нет «хайпа» - часть аудитории сразу отсеивается. Потому что это скучно и неинтересно.

Если честно, приглашая читателей в просмотр и обсуждение данного материала, я пытаюсь сам что-то подчерпнуть для себя, убедиться в своей правоте по тому или иному вопросу, либо пересмотреть точку зрения при наличии весомых аргументов.

Но, повторю фразу из первой своей статьи этого цикла: я не собираюсь вступать в религиозные споры, что в каком Вероисповедании лучше, а что хуже.

Мы пытаемся рассмотреть Русское Православие через призму мировоззрения нашего общества на отдельных этапах его развития, а церковь – как общественный институт государства.

Главное - постараться понять: чем же Русское Православие так не угодило Западному миру, который, что парадоксально, тоже исповедует Христианство?

И ТАК, СЕГОДНЯ ПОРАССУЖДАЕМ НА ТЕМУ:

«Почему Католицизм на протяжении веков демонстрировал агрессивное, безапелляционное отношение к другим религиям? Почему всюду насаждал себя «огнём и мечом»? И почему в это же время Православие вело себя более чем миролюбиво к людям, исповедующим другие Вероисповедания?»

ПРОЛОГ:

Утверждением Религии в обществе занимается церковь. В этом её наставническая роль проводника Вероисповедания в народных массах.

Церковь – это общественный институт. Поэтому пользуется поддержкой и покровительством государства.

Почему? Потому что ЛЮБАЯ Религия учит смирению, верности и почитанию. Это отвечает запросам власти на управляемость общества, его готовности принять любые, даже самые безумные требования элиты, безропотно сносить всё, что захочет получить от него государство.

НУ А ТЕПЕРЬ – ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ:

Агрессивному поведению Католицизма в период его становления и экспансии в другие регионы Евразии и на другие материки способствовало несколько, на мой взгляд, факторов:

1.Европейская часть континента – густо заселена. Этими массами людей необходимо управлять, смирять их буйство и желание жить лучше.

Одними силовыми методами – не обойтись. Необходима сила внушения, промывка мозгов.

Церковь – идеальный инструмент («Всякая власть – от Бога», «Довольствуйтесь малым», «Ударили по одной щеке…»). Поэтому церковь надо поощрять и охранять.

Рождается идеальный симбиоз: церковь работает на смирение народа и защиту власти; власть защищает церковь и расширяет зону своих и её интересов. Чем обширней паства, тем выше доход и у церкви, и у государства (они его делят «по-братски»).

-2

Наличие у церкви мощной силовой подпорки обеспеченной властью (а в дальнейшем и за счёт собственных воинов-крестоносцев) позволяет Католицизму уверенно чувствовать себя на территории стран и континентов, заселённых представителями другой Религии.

Имея силовую составляющую и имея моральное оправдание насильственных деяний со стороны Папы – олицетворения Бога на земле (это особенность Католичества), вполне можно позволить себе проповедь на новых землях «огнём и мечом».

В дальнейшем накопив необходимые людские и материальные ресурсы, Католическая церковь становится надгосударственным образованием в Европе, имея практически неограниченную власть.

А власть – это соблазн решить любую проблему силовым методом или с помощью интриг.

Имеется возможность жёстко подавлять инакомыслие и ликвидировать неугодных церкви граждан и даже правящих особ. Вот вам предпосылки появления «Святой инквизиции».

2. Опять исходные данные: в Европе в начальные и средние века - высокая плотность населения. Это вызывало жёсткую конкуренцию между людьми не просто за хорошую жизнь, а просто – за выживание.

Как ни крути, физическое устранение конкурента – самый простой способ улучшить своё благосостояние. Но поскольку люди существуют в рамках социума и определённых законов, необходимо физическому устранению конкурента, более богатого и успешного человека придать законный вид.

-3

Необходимо оправдать своё преступное деяние в глазах общества.

Обвинение в ереси – очень простой и эффективный инструмент: особых доказательств не требует, вещественных улик виновности может не быть вообще. Достаточно договориться с работниками церкви.

А договориться – МОЖНО! Почему?

В Католической церкви абсолютно непогрешим и является источником верховной духовной власти – Папа.

Поскольку Папа – это человек, ему свойственны и все человеческие пороки. Что творили эти наместники Бога на земле – отдельный пласт исторических летописей.

Следим за мыслью: если можно грешить САМОМУ ПАПЕ, то можно грешить и иерархам церкви пониже; если ПАПА за деньги выписывает индульгенции, то и на местах можно за определённую мзду помогать щедрым прихожанам решать свои шкурные интересы.

Таким образом, из-за греховности высших лиц Католической церкви, узаконивания отпущения любых преступлений за индульгенцию, САМО ПОНЯТИЕ УБИЙСТВА ЧЕЛОВЕКА ИЗ РАЗРЯДА СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ ПЕРЕХОДИТ В РАЗРЯД ДОПУСТИМЫХ ГРЕХОВ, СВЕРШЕНИЕ КОТОРЫХ КАК БЫ – ПЛОХО, НО ОТПУЩЕНИЕ КОТОРЫХ – ВОПРОС РЕШАЕМЫЙ .

-4

Всё начинает определяться целесообразностью и допустимостью. И если просто убить это – грех, то убить в интересах церкви (читай Папы) – благое дело.

Моральные препоны насилия в вопросах продвижения власти церкви сняты. Точка.

Заметьте, речь о Религии и Вере здесь не ведётся.

А что происходило с другой ветвью Христианства – Православием?

Замечу сразу, указанные выше пороки Католической церкви были свойственны и Православной церкви. Но они - единичны. Кроме того, открыто, всенародно РПЦ никогда не заявляло о чём то подобном индульгенции, о непогрешимости Главы РПЦ и его верховенстве над Богом.

И так, отодвинем в сторону Византию. Её Православие мало чем отличалось от Католичества той эпохи. Те же интриги, разврат, преступления.

Кому интересно- почитайте, материалы в Сети – есть.

А что происходит на Руси после принятия Православия?

Изначально Православие, используя радикальные методы Католицизма, на территории Руси насаждается «огнём и мечом».

Имеют место многочисленные случаи убийств (в первую очередь волхвов и особо яростных сторонников язычества), принуждения к Крещению, обмана людей и шельмования.

-5

Однако, постепенно воинствующий пыл силового приведения к новой Религии на Руси угасает. Как только волна принуждения к Православию докатилась до границ более или менее цивилизованных, обжитых земель, она резко пошла на спад.

Почему? Всё, на мой взгляд, просто:

Подавляющая часть населения – язычники. Подготовительная миссионерская работа по увеличению численности христиан, которые могли бы стать опорой при массовом крещении Руси, не проводилась в силу низкой плотности населения и больших территорий.

Русские князья долгое время не могли определиться с выбором государственной Религии, что привело к разношёрстности Вероисповеданий не только среди правящих элит, но и среди простого люда.

В силу этого даже в дружине князя Владимира процент христиан был не высок. А ведь именно Православные воины являлись той основной силовой составляющей по принуждению народа к Крещению.

Поэтому очень быстро был исчерпан силовой ресурс государства, который князь Владимир мог выделить, в то время и в тех условиях, на поддержку миссионерской функции Православия.

Проще говоря – закончились воины на концах копий которых продвигалось в народ Православие.

Дополнительной проблемой явилась нехватка священников и проповедников Православия.

В силу каких условий такое произошло?

ДА ОПЯТЬ ЖЕ: В СИЛУ БОЛЬШОЙ ПЛОЩАДИ ГОСУДАРСТВА И НИЗКОЙ ПЛОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ.

Нельзя объять – необъятное и впихнуть – невпихуемое!

Мы видим, что базовые условия распространения Религии по территориям и плотности населения в Европе и на Руси отличаются кардинально.

Именно это различие, в фундаментальных условиях, определяет последующее расхождение в способах и методах навязывания народам Католицизма и Православия.

Именно с этого момента, на мой взгляд, начинается поворотная точка в истории Православия. Начинается процесс его трансформации в Русское Православие!

-6

Адепты Православного Христианства, в силу указанных выше особенностей, вынуждены переходить к диалогу с людьми, к их убеждению принять новую Религию. «От силы к слову».

Именно в этот момент происходит смена парадигмы насильственного обращения народа в Православие, на парадигму добровольного, осознанного принятия нового Вероисповедания.

Отцы молодой РПЦ вынуждены идти на компромисс с языческими верованиями населения, допускать множество отступлений от аксиом Христианства, «закрывать глаза» на языческие обряды и ритуалы, которыми пропитан быт славянских племён.

Да, РПЦ не одобряло тогда и не одобряет до сих пор празднование языческих праздников, наличие в быту русских людей большого количества примет, заговоров, гаданий. Но, скажем честно, смотрит на всё это «сквозь пальцы».

В тех непростых для молодого Православия условиях, адептами новой Религии принимались и нестандартные решения: строительство Храмов на местах языческих капищ, адаптация языческих праздников под Православные («Масленица», к примеру), не полное отрицание, а переформатирование языческих богов в слуг и помощников Бога Христианского.

Потом было Монголо-татарское Иго. Непростые условия выживания народа в условиях иноземного гнёта дали Русскому Православию дополнительный шанс утвердиться в сердцах людей.

Дело в том, что Батый и его потомки очень аккуратно относились к Религиям покорённых народов. Понимая, что покорность людей – залог спокойного управления ими же, они никогда не шли на конфликт с адептами церквей.

-7

По свидетельству историков, Православие в годы Монголо-татарского Ига чувствовало себя достаточно комфортно. Более того, учило русских людей смирению перед захватчиками.

Привилегированность церкви в условиях, когда вся страна горит, но есть возможность укрыться от кочевников за стенами Храмов и монастырей (там тебя ордынцы не тронут), приводили людей к мысли об исключительности Православия, о его Богоизбранности.

И только после попытки Мамая в 1380 году осесть на Руси и насадить на нашей земле Ислам, РПЦ была вынуждена перейти к активному противодействию иноземным завоевателям.

В дальнейшем расширение Российского государства шло взрывными темпами. Страна прирастала огромными территориями, которые быстро ассимилировать под себя не была способна. С этим была связана соглашательская политика с местными князьками, ханами, религиозными деятелями всех конфессий.

В силу ограниченных возможностей по принуждению, новые земли и их местная власть просто присягали на верность Русскому царю и облагались данью. Дабы не возникало бунтов, допускалось сохранение на присоединённых территориях традиционных обычаев, образа жизни.

Также была вынуждена вести себя и Русская Православная церковь. Как и во времена своего прихода на Русь, она была вынуждена договариваться, искать компромиссы, идти на уступки новым гражданам государства исповедовавшим другую Веру и даже откровенное язычество.

ТАК В ТЕЧЕНИИ ВЕКОВ, В СИЛУ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ВЫРАБАТЫВАЛАСЬ ТЕРПИМОСТЬ И МИРОЛЮБИЕ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ.

Затем, постепенно новые земли осваивались и на них «в полный рост» приходили общепринятые в России Закон и Порядок. Подтягивалась силовая составляющая и местное население форматировалось под общие правила.

Вместе с государством рука об руку шла церковь.

Регионы, где была сильная иная Религия, РПЦ, по согласованию с властью, обходила. Тем более, что представители иных Религиозных конфессий также заключали с государством негласные соглашения по умиротворению своей паствы на благо уже российских элит.

И поскольку наступил период благоденствия для РПЦ (никого уговаривать и ни с кем договариваться уже нужды не было), священнослужители начали костенеть в своих догмах, постепенно переходя к аксиомичности своих взглядов и правил.

Живость ума утрачивалась. Всё сводилось к постулату: «Существует два мнения: одно моё, второе – неправильное».

-8

Этот застой в ХХ веке привел Русскую Православную церковь к крупнейшему поражению в истории её существования.

Но, в чём заключается парадокс, из этого поражения РПЦ вышла более сильной, обновлённой, готовой к активному противостоянию бесовщине и к диалогу с адептами других Религий.

Всё изложенное является личным мнением автора.

Продолжение следует…