Редакция газеты «Трудовая Самара» продолжает следить за развитием ситуации в Советском районе г. Самары, где под многоэтажную застройку готовится площадка около ТЦ «Космопорт». Между городской администрацией и фирмой самарского олигарха Алексея Шаповалова был заключен договор, в соответствии с которым расселению и сносу подлежат 26 двухэтажных домов, расположенных в границах улиц Ивана Булкина, Дыбенко, Авроры и переулка Лучистого. Чиновники энергично стали наделять дома аварийным статусом, с чем категорически не согласны местные жители. Виктория Бондарева, собственник квартиры в доме в Академическом переулке, поведала в своем интервью, как чиновники «зачищают» территорию.
– Виктория Владимировна, в 2009 г. между мэром г. Самары и фирмой Алексея Шаповалова был заключен договор о развитии застроенной территории, в пределах которой находится ваш дом. По условиям договора инвестор обязался расселить аварийные дома, подлежащие сносу. Расскажите: как и когда жители квартала узнали, что их дома обрели статус аварийных?
– Все началось осенью прошлого года. Были расклеены объявления о том, что 16 ноября в администрации Советского района состоится заседание межведомственной комиссии по вопросу признания домов аварийными и подлежащими сносу. В тот день решение принималось по восьми домам, которые расположены по адресу: г. Самара, ул. Ивана Булкина, 50, 52; переулок Академический, 2, 3, 3а, 7, 10. Чиновники зачитали заключение технической экспертизы по каждому дому. Технические заключения стали основанием для вынесения заключений о необходимости признать дома аварийными и подлежащими сносу. Наши возражения никто слушать не стал. Через какое-то время на стенах задний появились постановления первого заместителя главы г. о. Самара Владимира Василенко, в соответствии с которыми наши дома признаны аварийными и подлежащими сносу. Тексты постановлений идентичны, они отличаются лишь номером дома, в отношении которого принят нормативно-правовой акт. Каждым таким постановлением собственникам жилья предписано снести дом за свой счет. Ни о предоставлении иного жилья, ни о каких-либо компенсациях там нет ни слова. Позднее, 28 декабря, состоялось еще одно заседание межведомственной комиссии, на котором принимались решения уже по другим домам. Процедура была такой же. На данный момент в нашем квартале аварийными уже объявили порядка 14 домов.
– Почему вы не согласны с тем, что ваши дома являются аварийными?
– Наш дом построен в 1956 году. Конечно, дом имеет свою степень износа, но он находится в прекрасном состоянии. Два года назад за счет средств Фонда капитального ремонта у нашего дома была отремонтирована кровля. Теперь у нас замечательная железная крыша. Любой может позавидовать нашей новой кровле. Также в доме за счет жильцов была обновлена система водоснабжения. Установлены новые трубы. В ремонте нуждается лишь фасад, на котором появились трещины во время строительства ТЦ «Космопорт». В то время на трещины были поставлены маячки, и с тех пор ни один не выпал. Здание стоит, не разрушается. Трещины на фасаде достаточно зашпатлевать. Но дом уже признали аварийным!
– Удалось ли вам ознакомиться с техническим заключением, на основании которого ваш дом был признан аварийным? О каких признаках аварийности сказано в экспертизе?
– К сожалению, техническое заключение экспертов нам так и не представили. Мы обращались в администрацию города, нам отвечали, что документы были направлены в Департамент управления имуществом г. о. Самара. А в департаменте отвечают, что документов у них нет, и направляют опять в администрацию. И вот так отфутболивают нас уже больше месяца. Получается какой-то замкнутый круг.
– Известно ли вам, какая экспертная организация подготовила техническое заключение в отношении вашего дома?
– Экспертизу выполняла компания ООО «АБ «Вира», у которой уже есть негативная история. Из открытых источников информации узнали, что в этой организации работает один-единственный человек, очевидно директор. Нам непонятно, как тендер на проведение экспертизы многоквартирных домов смогла выиграть компания, в штате которой всего один работник. По нашему мнению, такой подрядчик не может составить достоверное техническое заключение.
– Производился ли осмотр вашего дома специалистами экспертной организации перед тем, как чиновники вынесли заключение о признании его аварийным?
– Нет. Мы уже опросили всех соседей. Думали, может, все-таки кто-то присутствовал при проведении экспертизы. Но жители нашего дома никаких экспертов не видели. И никто нас не ставил в известность о проведении такой экспертизы.
– Куда же чиновники хотят вас переселить?
– Департамент управления имуществом в своем ответе указал, что единственное, что могут предложить нам на данный момент, это маневренный фонд.
– Известно, что маневренный фонд находится в пос. Озерном в Куйбышевском районе. Он удален от объектов социальной инфраструктуры. Была одна аптека, и та закрылась. За отвратительное качество жилья самарцы этот микрорайон прозвали «поселок Позорный»…
– Мы живем в географическом центре города и покидать свой район не хотим. Рядом поликлиники, школы, детские сады, магазины, большое разнообразие общественного транспорта. Предполагаем, что при расселении по аварийности мы можем получить жилье только на окраине города. В наших домах проживает много пенсионеров, для которых расселение – это большой стресс. Сейчас они пребывают в шоковом состоянии. У многих сделан хороший ремонт. Они спокойно жили. А теперь их выдворяют в неизвестность.
– Расскажите, как меняется жизнь после присвоения домам аварийного статуса?
– У собственников жилья возникают большие трудности с продажей жилья. Кроме того, дома, признанные аварийными, фактически остаются без полноценного обслуживания со стороны ЖКХ, которое и без того практически не выполняет обязательств по их содержанию. Аварийные дома выпадают из программы капитального ремонта за счет средств ФКР. Это ведет к тому, что дома быстрее будут ветшать и приходить в негодность. Когда и чем эта история закончится – для нас большой вопрос. Получается, у нас сейчас впереди полная неизвестность, нет никаких гарантий на улучшение жизни в ближайшие годы. Нам говорят, что наши дома в программу расселения еще не включили. Тогда какой смысл в такой спешке массово признавать дома аварийными? Наши дома еще достаточно крепкие, не имеющие кренов и с хорошими коммуникациями. Если провести косметический ремонт подъездов, а самое главное – фасадов, они могут стать достойным украшением в нашем городе на долгие годы.
– Что вы предпринимаете, чтобы не остаться без жилья?
– Мы организовали свой общественный совет, собрали подписи под коллективным обращением, которое направили в прокуратуру. Знаю, что такие обращения были направлены по каждому дому. Надеемся в суде отстоять свое право на жилье в нашем районе.
Андрей НИКИТИН
Предыдущая статья, где жители двухэтажных домов возле ТЦ «Космопорт» выступили против их расселения – здесь.