Долгожданная книга предлагает мало откровений после утечек и громких интервью, но она объединяет знакомые инциденты в более широкое повествование. “Запасной”, горячо ожидаемый мемуар принца Гарри, покорил людей по всему миру и становится одной из самых популярных книг года. Серия громких интервью, наряду с утечкой отрывков и преждевременными продажами книги в Испании, усилили интерес к мемуарам, которые предлагают откровенный, хотя и односторонний взгляд на жизнь Гарри.
Гарри говорит, что решил написать "Запасной", когда ездил в Великобританию на похороны своего дедушки в апреле 2021 года. Там у него было “ошеломляющее” осознание того, что ни его отец, ни его брат на самом деле не понимали, почему он и его жена Меган переехали в Калифорнию.
“Я должен сказать им причину”, - подумал он. “И так: Па? Вилли? Мир? Вот, держите.”
Принц Гарри откровенно говорит о смерти принцессы Дианы
На следующее утро после того, как Диана, мать Гарри, погибла в автокатастрофе в Париже, Чарльз, его отец, разбудил его, чтобы рассказать о случившемся.
“Он сел на край кровати”, - пишет Гарри. “Он положил руку мне на колено. Дорогой мальчик, мама попала в автокатастрофу.” Он продолжал: “Они пытались, дорогой мальчик. Боюсь, у них ничего не получилось.”
Гарри пишет, что
“ничто из того, что я сказал ему тогда, не осталось в моей памяти. Вполне возможно, что я ничего не говорил. Что я помню с поразительной ясностью, так это то, что я не плакал. Ни одной слезинки. Папа не обнял меня. Он не был силен в проявлении эмоций при обычных обстоятельствах, как можно было ожидать, что он проявит их в таком кризисе? Но его рука снова легла мне на колено, и он сказал: Все будет хорошо. Для него это было слишком. Было неправдоподобно”.
Спустя годы после смерти своей матери, Гарри попросил показать секретные полицейские файлы, связанные с авиакатастрофой. Он увидел много фотографий своей умирающей матери, сделанных папарацци.
Мужчины, которые были с ней, “не переставали фотографировать ее, пока она лежала между сиденьями без сознания или в полубессознательном состоянии”, - пишет он. “Ни один из них не проверял ее, не предлагал ей помощь, даже не утешал ее. Они просто снимали, снимали и снимали”.
Принц Уильям и Гарри умоляли Чарльза не жениться на Камилле
“Когда нас спросили, мы с Вилли пообещали папе, что будем рады видеть Камиллу в семье”, - пишет Гарри. “Единственное, о чем мы попросили взамен, - это чтобы он не женился на ней. Тебе не нужно снова выходить замуж, умоляли мы. Мы сказали, что поддерживаем вас. Мы сказали, что поддерживаем Камиллу. Только, пожалуйста, не женись на ней”.
По его словам, утечки в прессу из его семьи были обычным делом
Согласно книге, Чарльз, а иногда и Камилла одобряли вредные утечки в прессе о Гарри и Уильяме. Однажды, пишет Гарри, Чарльз сотрудничал с таблоидами в статье о Гарри и наркотиках, чтобы поддержать свою пошатнувшуюся репутацию.
Отдельно в новостном сообщении о том, что Гарри и Меган покидают Англию, содержался лакомый кусочек, который, по мнению Гарри, просочился во дворец. Статья, появившаяся в The Sun, “содержала красноречивую деталь о том, что мы предложили отказаться от наших титулов в Сассексе”, - пишет Гарри.
“На земле был только один документ, в котором упоминалась эта деталь — мое личное и конфиденциальное письмо моему отцу. К которому имело доступ чертовски малое число людей. Мы даже не говорили об этом нашим самым близким друзьям”.
Находясь в Афганистане, Гарри убил 25 боевиков движения "Талибан"
“Большинство солдат не могут точно сказать вам, сколько смертей записано в их книге учета”, - пишет Гарри о своих поездках во время войны. “Мой номер: 25”.
Он добавил: “Находясь в пылу боя, я не думал об этих 25 как о людях. Вы не можете убивать людей, если думаете о них как о людях. Это были шахматные фигуры, снятые с доски, Бады, убранные до того, как они смогли уничтожить Товар. Я был обучен 'перевоспитывать' их, обучен хорошо.
Гарри описывает страдания от беспокойства и панических атак
Страх перед публичными выступлениями перерос в боязнь толпы, а затем в полномасштабные приступы тревоги на пороге его 30-летия. В книге Гарри рассматривает эти страдания как форму ПТСР, приписывая их как своей военной службе, так и смерти своей матери. Когда он рассказал своему отцу, что происходит, Чарльз сказал:
“Я полагаю, это моя вина. Я должен был оказать тебе помощь, в которой ты нуждался много лет назад”.
Гарри пишет:
“Я заверил его, что это не его вина. Но я оценил его извинения.”
И ужасный случай обморожения
Поездка на Северный полюс вызвала у Гарри некоторый дискомфорт.
“По прибытии домой я с ужасом обнаружил, что мои нижние конечности тоже были обморожены, и хотя уши и щеки уже заживали. Когда домашние средства — например, нанесение крема Элизабет Арден — не подействовали, он, наконец, обратился к врачу.
Меган убедила его вернуться к терапии
Однажды вечером во время их свидания "Мэг сказала что-то, что я неправильно понял”, поэтому “я набросился на нее, говорил с ней резко - жестоко”. Меган вышла из комнаты. “Я пошел и нашел ее наверху. Она сидела в спальне. Она была спокойна, но тихим, ровным тоном сказала, что никогда не потерпит, чтобы с ней так разговаривали”. Меган попросила Гарри попробовать терапию еще раз.
Чарльз сказал Гарри, что у него нет денег, чтобы содержать его и Меган
Перепалка между отцом и сыном, когда Гарри объявил о своем намерении жениться, прошла не так, как ожидалось.
Гарри пишет:
“Папа не оказывал финансовой поддержки Вилли, мне и нашим семьям из какой-либо щедрости. Это была его работа. В этом и заключалась вся сделка. Мы согласились служить монарху, идти туда, куда нас послали, делать все, что нам сказали, отказаться от нашей автономии, постоянно держать руки и ноги в позолоченной клетке, а взамен хранители клетки согласились кормить и одевать нас”.
Но дело, конечно, было не в деньгах:
“Папа, возможно, и боялся роста расходов на наше содержание, но чего он действительно не мог вынести, так это того, что кто-то новый доминировал в монархии, привлекал всеобщее внимание, кто-то блестящий и новый приходил и затмевал его”.
Уильям не хотел, чтобы Гарри был шафером на его свадьбе
“Публике сказали, что я должен был быть шафером, но это была откровенная ложь”, - пишет Гарри. “Вилли не хотел, чтобы я произносил речь шафера. Он считал небезопасным давать мне живой микрофон и ставить меня в положение, когда я могу пойти не по сценарию.
Гарри обвиняет медиаимперию Руперта Мёрдока
“Я не мог вспомнить ни одного человека за многолетнюю историю, который нанес бы больший ущерб нашему коллективному чувству реальности”, - пишет он. Но те, кого нанимают снимать фотографии для британских таблоидов, тоже становятся объектами его гнева.
“Папарацци всегда были гротескными людьми, но когда я достиг зрелости, они стали еще хуже”, - говорит он. “Они были более смелыми, более радикализованными, точно так же, как были радикализованы молодые люди в Ираке. Их муллами были редакторы, те самые, которые поклялись работать лучше после смерти мамы.”
Гарри и Меган чувствовали себя ошеломленными во время переговоров о своем будущем
Пара решила покинуть Англию, но надеялась выполнить некоторые из своих королевских обязанностей и сохранить безопасность, которая обеспечивалась их титулами. Вместо этого, после встречи, получившей название "Сандрингемский саммит" в январе 2020 года, они узнали, что, по словам Гарри, “решение было принято” — они больше не будут представлять королеву, и их безопасность будет продолжаться только в течение 12-месячного переходного периода. (На самом деле, они потеряли бы эту безопасность несколько месяцев спустя.)
“Я люблю свою Родину, и я люблю свою семью, и я всегда буду любить”, - пишет Гарри. “Я просто хотел бы, чтобы во второй самый мрачный момент моей жизни они оба были рядом со мной”.