Привет, я часто пишу про одежду и стиль. Я не стилист, и не пытаюсь им быть. Я обычный потребитель из народа. Как большинство из тех, кто сейчас это читает.
Признаюсь: я не люблю всех этих «стилисток в тотал беж луке со шляпкой», которые говорят про типажи и цветотипы, тренды, антитренды и универсальную базу, про стильных и колхозниц. Разберу сейчас самое просто - тренды и антитренды, модные "да" и "нет".
Все просто: одни хотят покупать - по очень разным причинам, но по итогу покупать. А другие хотят продавать - чем чаще и больше, тем лучше. Ни тех, ни других мы не оцениваем. Иногда это одни и те же люди, кстати :)
Чтобы что-то продать, нужно убедить людей, что они должны это купить. Чтобы убедить людей купить что-то, чего у них и так полно, нужно продать не сколько вещь, сколько опыт, иллюзию, мечту, идею, а также поиграть на глубинных чувствах потребителя. Одни хотят что-то доказать окружающим, другие - себе. Мы говорим про одежду, стиль и моду. Плюс сюда идут увлечения, развлечения, отдушины и прочее. Минуя еще много сложных тем, мы приходим к тенденциям как явлению и причинам внутри покупок-продаж. Что купить? Что продать? Путеводная звезда - тренд, обратимся к нему. Но что за зверь - тенденция?
В мире многое происходит, мы движемся и чего-то хотим. В "Модном подкасте" с Алексеем Осипчуком я услышала крутую дефиницию трендов - это поиск и реакция. Что-то ищем и на что-то реагируем. В этом контексте очень интересно смотреть на мировую историю в контексте моды. Не просто так мужики много сотен лет ходили в платьях, а потом перешли на брюки, а сейчас опять проскакивают попытки вернуться к платьям. Женщины тоже неспроста ходили в платьях, а потом начали носить штаны, быть осуждаемыми и караемыми за это, но в итоге утвердив и за собой эту часть одежды. Смекаешь? (Произнесла голосом Джека Воробья!)
Короче. Что-то появляется не просто так. Это результат поиска: неудобно работать на заводе в платье. Нужны штаны. Начинаем их носить. Носим, работаем на фабриках, переживаем тяжелые времена - я говорю о процессах первой половины 20-го века: войны, голод, смена привычного образа жизни мужчин и женщин. Трудные времена закончились, народ отощал, соскучился по красоте - и тут у нас нью лук с тончайшими талиями, подчеркнутой женственностью, объемными юбками и так далее. Нью лук - реакция на скудные строгие времена и поиск новых форм.
Так вот, очень многое уже придумано. Наверное, почти всё. Пока исследований на эту тему нет - ведь мы только вошли в период, когда ничего нового не придумывают, но вся свежесть и неординарность - в новых применениях и сочетаниях. Я про моду, одежду и стиль - всё ещё :)
Активно мода развивалась до 2000-х годов 21 века. Носим одно, потом оно устаревает, на смену приходит следующее, а предыдущее - моветон. До 2000-го года мода создавала, а за следующие 10 лет мы вновь молниеносно прошлись и осмыслили весь предыдущий модный опыт. Помню, в 9-м классе носила бабушкины юбки из 60-х и мамины блузки из 80-х, а они восклицали: "Что значит модно?! Это же прошлый век, ничего нового, никакие это не тренды!"
На самом деле, тренды и антитренды - это что-то, уместное для периода 10-летней давности, но в нынешнем контексте жизни уже совсем устаревшее. Феномен трендов и антитрендов - антитренд сам по себе. Ух, как сложно! Сейчас период относительной свободы, расслабленности и смены фокусов. Глобально всем плевать, кто что носит. Это влияет на очень малое. Но частным образом задачи по одежде всё ещё стоят в жизни каждого человека. Одни на это обращают больше внимания, другие - меньше.
Часть тех, кто обращает больше внимания, ищет определенности, системы. Ленивое сознание запрашивает простую схему, которой можно следовать, чтобы всё было хорошо и не надо было напрягаться. Отсюда так много всех этих "универсальная база для всех", "простые правила стиля для каждого", "универсальный гайд, что носить летом/зимой/осенью/грушам/яблокам/драматикам/интровертам". Чек-лист, чтобы и удовлетворить свой запрос одеваться, и не напрягаться лишний раз, и ошибок не наделать, и быть в контексте. В этом плане тренд - простой ответ, что вот сейчас это хорошо, а то плохо, а завтра всё по-другому. Я не оцениваю эту позицию, просто раскрываю.
Напрашивается комментарий, схожий с высказыванием моей мамы выше: ну так тренды вторичны и то, что мы носим сейчас, уже носили в юности, а до этого это носили наши мамы. Например, бежевый тренч. Ну кого ты удивишь бежевым тренчем? Ему больше сотни лет! Но что мы видим каждый сезон? "ТРЕНД: бежевый тренч, как и с чем носить". Браво. Ребят. Продавать. Покупать. Простые ответы и схемы - потому что есть запрос, есть поиск и есть желающие иметь первый или десятый бежевый тренч, по своим причинам.
Так что, тренды - второсортное зло, капиталистический ужастик, попытка впарить старье и обвести вокруг пальца? А вот нет. Тенденции по своей сути отражают современность - где и как мы живем, что ищем и на что реагируем. Как всем обществом, так и лично каждый. Это вдохновение, это свежий поток, это инфоповод и интерес. Это не вероисповедание, не законы. Осуждать тенденции - значит отрицать изменчивость мира и предъявлять к нему требования, чтобы всё шло именно так, как тебе надо. Слепо бежать за трендами - значит упускать важную суть, не иметь основание. Где-то между этими полюсами - а может, вовсе вне их - кроется оптимальный вариант персонально для каждого.
О себе: будучи подростком в нулевых, я росла на журналах, модных "да и нет" и по указке редакторов что-то покупала или отправляла в мусорку. Слава Богу, я выросла, поумнела и обзавелась основанием. Мне интересно разгадывать тренды, наблюдать за этой игрой - просто я люблю одежду и одеваться. Я тоже ищу, реагирую, вдохновляюсь, проживаю и вновь по кругу. Тренды есть в моей жизни и в моем гардеробе, но их нет в центре моего мышления.
Вот такое эссе получилось... Даже без шуточек )) Все написанное - мое личное мнение, оно может не совпадать с вашим, это нормально и естественно. Буду рада узнать, кто что думает на тему тенденций и как к ним относится.
Поняла, что у меня есть много мыслей на то инфополе, что меня окружает. Потихоньку буду писать серию статей на волнующие темы...