С 1930 года в новое трамвайное депо начали поступать моторные вагоны Х и прицепные М. Они пришли на замену вагонам бельгийского производства, которые были выведены из эксплуатации, в отличае от Орла, где такие же трамваи были модернизированы.
Выпускались с 1928 по 1941 года на Мытищенском, а затем и на Усть-Катавском вагоностроительных заводах. Работали в паре с прицепными вагонами типа М и по одиночке.
Интересный факт:
Моторный трамвай получил обозначение Х из-за того, что впервые был поставлен в Харьков.
Прицепной вагон М получил своё обозначение, так как впервые был поставлен в Москву.
Поступили эти трамваи в новое Северное депо, на тот момент единственное по причине закрытия старого.
Эти трамваи работали с пассажирами до середины 1960-х годов, после чего были заменены более современными МТВ-82 и РВЗ-6, однако продолжили работать в качестве служебных, например, в виде платформ и лаборатории контактной сети.
Трамвай серии Х упал в 1947 году с Кировского моста. Он, набирая скорость, поехал вниз к Тускарю, применить ручной тормоз у водителя не хватило сил. Трамвай слетел с рельс и упал в реку, погибло 8 человек, получили ранения разной степени 30 человек, в том числе дети.
При закрытии Северного депо в 2012 году уже списанные на тот момент трамваи Х были распилены ( ранее использовались в качестве складов), говорят, один сохранившийся вагон был выкуплен частным лицом, его местоположение не известно, скорее всего стал сараем на дачном участке.
Большое спасибо за вашу активность, мне очень приятно знать, что вам интересно читать мои статьи.