В научно-фантастических фильмах, аниме и играх часто встречаются необычные машины, которые называют мехами. Человекоподобные роботы, шагоходы, боевые танки, пилотируемые человеком получили много описаний, артов и возможных применений. Мехи неразрывно связаны с видением будущего и развитием технологий.
Ранее представление о пилотируемой ходящей машине принадлежит Жюлю Верну. В романе «Паровой дом» 1880 года механический слон, который оснащен паровым двигателем, служит тягачом для двух вагонов, в которых живут герои, путешествующие по Индии.
«… в качестве единственного двигателя спокойно и таинственно шествовал гигантский слон двадцати футов вышины. Позолоченные клыки торчали из огромной его пасти… На темно-зеленом туловище, испещренном причудливыми крапинами, лежала богатая, ярко расцвеченная попона… На спине его воздвигалась элегантная башенка, увенчанная круглым куполом в индийском вкусе… Слон тащил поезд, состоявший из двух колоссальных вагонов или, вернее, домов, поставленных каждый на четыре колеса…»
Жюль Верн, «Паровой дом»
Роман не получил такого же успеха, как ранние работы Жюля Верна, однако внес вклад в жанр стимпанка и вдохновил других авторов.
Герберт Уэллс в научно-фантастическом романе «Война миров» 1897 года, описывает вторжение марсиан на Землю. Пришельцы используют самоходные механизмы, а в качестве оружия выступают дальнобойный тепловой луч с разрушительной силой и химическое оружие.
«Громадный, выше домов треножник, шагавший по молодой сосновой поросли и ломавший на своём пути сосны; машину из блестящего металла, топтавшую вереск; стальные, спускавшиеся с неё тросы; производимый ею грохот; сливавшийся с раскатами грома. Блеснула молния, и треножник чётко выступил из мрака; он стоял на одной ноге, две другие повисли в воздухе. Он исчезал и появлялся при новой вспышке молнии уже на сотню ярдов ближе. Можете вы себе представить складной стул, который, покачиваясь переступает по земле? Таково было это видение при мимолетных вспышках молнии. Но вместо стула представьте себе громадную машину, установленную на треножнике.»
Герберт Уэллс, «Война миров»
Роман получил широкую огласку и популярность, а шагоходы стали первыми боевыми мехами, которые показали потенциал машин смерти.
Пока научная фантастика начинала зарождаться как жанр, начало XX века сопровождалось чередой кровопролитий и военных конфликтов. Первая мировая война и ее последствия вызвали масштабные изменения в устройстве мира. Выживание стран напрямую зависело от военных технологий.
Появились первые танки и подводные лодки с дизельным двигателем. Авиация стала задействоваться в боевых задачах, а не только в разведке. Активное развитие получили артиллерия и стрелковое оружие, а хлор впервые применили как химическое оружие в 1915 году.
Война повлияла и на культуру. Массовость обрел футуризм, который восславил эпоху индустриализма и техники. В 1921 году впервые было употреблено слово «робот», а первое «воплощение» человек-машина обрела в фильме «Метрополис» 1927 года.
В 1934 году в Японии Годжо Сакамото явит миру первую мангу о супергерое-трансформере «Tank Tankuro».
Человеческая мысль после Первой мировой принимала множество воплощений, порождала новаторские идеи, теории, видение будущего мира, который уже шел в сторону новой войны.
Вторая мировая показала себя как самый крупный вооруженный конфликт в истории человечества. 80% населения Земли было вовлечено в боевые действия. В 1945 году Соединенные Штаты Америки использовали ядерное оружие против Японии, подвергнув атомной бомбардировке Хиросиму и Нагасаки.
Япония испытала настоящий шок и подписала акт о капитуляции. Для страны настали трудные времена. Выросла потребность в манге о героях, которые смогли бы защитить людей от любой угрозы. Боевой робот стал неплохим претендентом на эту роль.
Десятилетний мальчик Сётаро после смерти своего отца по наследству получает человекоподобного робота Tetsujin 28 с возможностью дистанционного управления. Робот должен был стать супероружием Японской Империи во Второй мировой войне, однако проект закончилася после ее завершения. Теперь юный Сётаро и его боевая машина выступают против преступности и других роботов.
Так выглядит сюжет одной из первых манг о боевых машинах — «Tetsujin 28-gou» 1956 года Мицутэру Ёкоямы. «Tetsujin 28-gou» имеет цельный сюжет и затрагивает тему об использовании оружия. Произведение обрело популярность и в 1963 году вышел черно-белый аниме сериал-адаптация — первый сериал с гигантскими роботами.
Развитие жанра меха продолжалось. Манга 1972 года «Mazinger Z» Нагаи Го впервые показала боевого робота, управляемого изнутри, а также принесла индустрии много денег.
Успех манги запустил цепочку событий. Нагаи Го приложил руку к созданию робота, собирающегося из нескольких частей. Так появился «Getter Robo» 1974 года — манга Кэн Исикавы, в которой мех не способен работать без пилота.
Если 1970-е стали временем мехов для детей, то «Mobile Suit Gundam» 1979 года Томино Ëсиюки меняет концепцию жанра, создав аниме для взрослой аудитории. И запускает золотой век для пилотируемых боевых машин.
Пока Японский рынок начинает насыщаться мангой и аниме в жанре меха, в 1984 году компанией FASA создается настольная тактическая игра «BattleDroids». В отдаленном фантастическом будущем мехвоины пилотируют боевые роботизированные машины. В качестве поля выступает гексогональная карта, а генератором случайных чисел — шестигранные кубики. Уже через год «BattleDroids» переименуют «BattleTech», где она перерастет в полноценную серию продуктов: настольные и компьютерные игры, ККИ, НРИ, комиксы, телесериал, а также более сотни романов.
Не только вселенная BattleTech приложила руку к популяризации боевых машин.
В 1987 году вышло первое издание настольной игры «Warhammer 40,000: Rogue Trader» от Games Workshop, положившее начало огромной вселенной. Мехи Вархаммера необычны, они могут одновременно впечатлить и вызвать настоящий ужас. Однако, самобытность футуристически-готического фентези-мира, извращенного и вывернутого наизнанку получила немалую долю внимания.
Обе франшизы оказали влияние на современное представление о мехах и вдохновили на создание других проектов, где гигантские роботы и машины играют особую роль в качестве главной военной силы в боевых конфликтах.
Несмотря на то, что мехи нашли свое место в жанре научной-фантастики, в массовой культуре они не снискали большой популярности. Японский рынок перенасыщался низкосортной мангой, а качество аниме-сериалов падало. Большинство сюжетов ограничивались тривиальной битвой добра со злом.
В 1982 году выходит космоопера, совмещенная с жанром меха, «Super Dimensional Fortress Macross». Аниме повествует о битве между инопланетянами и землянами. Люди одерживают победу за счет простой романтической песни, а вовсе не благодаря боевым роботам. Так аниме о мехах стало прокладывать дорогу к популярности айдолов в японской культуре.
Ситуацию с мехами усугубила ситуация на рынке мерча. Роботы, которые собираются по частям, начали постепенно уступать фигуркам популярных аниме-персонажей. Настольные игры также не получили массового распространения и стали продуктом «не для всех», хотя десятилетиями поддерживаются фанатами и энтузиастами, по ним до сих пор выпускают книги и игры, а в жанре настольного меха варгейминга заслуженно считаются классикой.
Время от времени появляются проекты, встряхивающие жанр. В 1995 году выходит «Neon Genesis Evangelion» от Хидэаки Анно. Евангелион повлиял не столько на жанр, как на аниме в целом. Главное, что он сделал для мехи — это показал: не нужно быть любителем роботов, чтобы получить удовольствие от жанра. Создатели не ставили перед собой цель продать больше мерча, однако сериал стал самой коммерциализированной франшизой в Японии, такой же значимой, как Звездные войны на западе. Он привлек внимание не только фанатов, но и массового зрителя, продвигая меху за предустановленные границы и тенденции.
Евангелион использовал 30-летний опыт предшественников и запустил новую волну зрительского интереса. Появились такие нашумевшие проекты, как «Full Metal Panic!» (2002), «Code Geass: Lelouch of the Rebellion» (2006), «Tengen Toppa Gurren Lagann» (2007).
С 2010 годов начинается новая волна упадка. Но в этот раз с другими предпосылками. Аниме-сериалы приобретают сезонность и сокращается количество серий, что не играет на руку меха жанру, так как не хватает хронометража для раскрытия сюжета. Еще одним ударом становится сокращение финансовых расходов на проект: все чаще бои гигантских роботов создаются с помощью 3D, что портит впечатление о картине.
Вместе с аниме и настольными играми мехи также получили место в компьютерных играх. «MechWarrior» 1989 года — игра в жанре симулятор меха во вселенной BattleTech. Главный герой игры — пилот меха по имени Гидеон Ванденбург, желающий найти убийц своей семьи. Игроку доступны несколько миссий и восемь типов мехов для управления.
«Идея выяснения отношений с помощью многотонных боевых роботов гуманоидной анатомии сразу показалась увлекательной. С двумя тяжелыми лазерами в каждой руке, ракетными направляющими на плечах и крупнокалиберным пулеметом в животе по жизни шагается гораздо веселее. Увереннее. Гром гремит, земля трясется — это эскадрон «Черные тарантулы» вдребезги разносит фамильную резиденцию семьи вашего персонажа, главного героя игры MechWarrior.»
Александр Вершинин, журнал «Game.EXE»
Помимо серии MechWarrior, игры которой выпускались вплоть до 2019 года, на рынке видеоигр появились ее наследники. Так в 2012 году мир увидел многопользовательский Free-to-play симулятор меха «Hawken».
В отличии от «MechWarrior Online» (2013) «Hawken» принес новое видение дизайна боевых роботов: стремительные обводы, агрессивные линии, уникальный и узнаваемый облик, а также меньшие размеры и более высокую мобильность. Однако, современный дизайн не был достаточно проработанным, как у мехов BattleTech и не имел за плечами богатого лора.
Следующим знаковым событием можно считать «Titanfall» 2013 года. Многие игровые издания отметили оригинальность проекта. Игра получила престижные награды и обогнала «Call of Duty». Популярность «Titanfall» кроется не столько в боевых машинах, сколько в ориентировании на массовость: она смогла объединить фанатов мехов и любителей шутеров.
Конечно, мехи встречались не только в играх, посвященным исключительно битвам роботов. Они вплетались в сюжеты научно-фантастических игр: серия игр Metal Gear, «Battlefield 2142», «War Thunder», «Warface», «Overwatch» и другие.
Мехи не обошли стороной и кино. Так в «Матрице: Революция» (2003) в битве за Зион можно увидеть меха APU (Armored Personal Unit) — механизированного гидравлического ходока, предназначенного для боя. А в фильме «Война миров» (2005) — треножников, пилотируемых марсианами.
Самый крупный кинопроект о боевых роботах — это боевик «Тихоокеанский рубеж» 2013 года, вдохновленный аниме Евангелион. Критики посчитали сюжет фильма скомканным и картонным, но масштабные битвы механических монстров с другими понравились зрителям.
Еще одной причина упадка жанра — наше время. История говорит о том, что меха зародился в послевоенную эпоху, когда мир переживал тяжелые последствия Второй мировой войны. В начале XXI века конфликты на Земле носили локальный характер. У человечества пропала потребность в гигантских пилотируемых роботах, на их место давно пришли супергерои, которые решают проблемы с преступностью и ловят суперзлодеев.
Роль мехов отошла на второй план. Эти удивительные машины покинули рамки жанра, заняв роль в современных фантастических произведениях. Конечно, нельзя предсказать, какие проекты мы увидим в будущем. Но я считаю, что мехи не исчезнут, пока есть люди, которым они интересны.
Это была небольшая часть истории боевых машин. Спасибо, что дочитали!