Ассоциация поддержки научных исследований совместно с Ташкентским государственным транспортным университетом (г. Ташкент, Узбекистан) подвели итоги Международной научно-практической конференции по сложным транспортным системам и инновационным технологиям (TSiT 2023).
В программу конференции в рамках пленарного заседания вошли 11 передовых исследований, отобранных по результатам строгого международного рецензирования.
В приветственном слове председатель Ассоциации поддержки научных исследований Антон Владиславович Протасов, отметил, что стратегические программы развития транспортных систем России и зарубежных государств все больше акцентируют внимание на комплексном подходе к трансформации инфраструктуры этой отрасли, развитию многорежимных перевозок, формированию безбарьерных и бесшовных технологий организации перемещений, устранению коллизий в модернизации транспортной сети. При этом значительная часть проблем в развитии транспортных систем и инфраструктуры связана с интенсивностью движения транспорта, наличием разных видов движения, социальной ориентацией фрахтовой городской системы, ориентированной на обеспечение мобильности населения, экологической нагрузкой разных видов транспорта на территории.
«На международной научно-практической конференции TSiT 2023 будут представлены исследования в области сложных транспортных систем, машиностроения, мониторинга безопасности, правового регулирования, цифровизации и технологий искусственного интеллекта для устойчивого управления транспортными системами», – подытожил А. В. Протасов.
К словам председателя Ассоциации присоединился профессор кафедры автомобильных дорог и городских сооружений, заместитель директора по научной работе Инженерно-строительного института Сибирского федерального университета (г. Красноярск, Россия), д.т.н., доц., Александр Петрович Мохирев.
«Хочется отметить разнообразие представленных докладов, что расширяет научный потенциал этого направления. Надеюсь на плодотворную работу TSiT 2023. В качестве ее результатов хотелось бы увидеть новые научные идеи, а также создание и укрепление межвузовских научных связей в области транспортных систем», – подчеркнул Александр Петрович.
От лица партнеров конференции, Ташкентского государственного транспортного университета (г. Ташкент, Узбекистан), поздравил участников начальник отдела научных исследований, инноваций и подготовки научно-педагогических кадров Ташкентского государственного транспортного университета (г. Ташкент, Узбекистан), к.т.н., Аваз Мирсултанович Мерганов.
«Университет благодарит Ассоциацию за совместную организацию и проведение Международной научно-практической конференции по сложным транспортным системам и инновационным технологиям (TSiT 2023). От имени университета желаем продуктивной работы участникам конференции, глубоких и интересных докладов, а также ждем вас на очных мероприятиях в столице Республики Узбекистан – городе Ташкенте», – говорится в письме А. М. Мерганова.
В программе пленарной сессии TSiT 2023 было представлено 6 лучших исследований, подготовленных докторами наук, ведущими отечественными и зарубежными учеными транспортной отрасли. Уровень озвученных докладов и статус участников отметила модератор конференции, к.пед.н., доц., Светлана Викторовна Реттих.
Открыл пленарную сессию доклад Юрия Георгиевича Котикова, д.т.н., проф., профессора-консультанта кафедры транспортных систем Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (г. Санкт-Петербург, Россия), действительного члена Российской академии транспорта, Почетного работника высшего профессионального образования.
В докладе «Моделирование квантомобиля – перспективного транспортного средства с квантовой тягой» были рассмотрены возможности создания универсального транспортного средства для перемещения – всесредного мультимодального квантомобиля. Автор привел расчеты устойчивости данного аппарата, адаптированное уравнение статики и динамики движения, а также продемонстрировал разработанную имитационную модель.
«Я полагаю, что первые рабочие экземпляры начнут появляться через 20-30 лет, а речь о массовом производстве квантомобилей может пойти только через 50 лет» - сделал прогноз Юрий Георгиевич.
Вслед за Ю. Г. Котиковым доклад представила Ольга Владимировна Ефимова, д.э.н., проф., заведующий кафедрой экономики, организации производства и менеджмента, организатор обучения по программе МВА, заместитель директора по науке Института экономики и финансов Российского университета транспорта (МИИТ) (г. Москва, Россия). Ее исследование «Экономическая оценка углеродного следа перевозки» посвящено определению стоимости выбросов CO2 с помощью методов экономического анализа. Ольга Владимировна продемонстрировала модель экономической оцени углеродной единицы на основе стоимости леса, а также представила данные 3 методов оценки стоимости выбросов: затратного, тендерного и метода маржинальных издержек.
«Мы с вами видим, что Россия находится на мировом уровне оценки выбросов. При этом все меры государственного регулирования, которые производятся в нашей стране, являются способом оптимизации энергопотребления, логистических цепочек поставок, компенсации углеродного следа и перехода на возобновляемую энергетику. Экономические оценки позволяют оценить эффективность всех мероприятий в этом направлении, мер государственной поддержи для того, чтобы сделать развитие нашей страны углеродно-нейтральным и сохранить планету для будущих поколений», – подытожила Ольга Владимировна.
Не менее практико-ориентированное исследование представил Михаил Геннадьевич Бояршинов, д.т.н., проф., действительный член Российской академии транспорта, профессор кафедры автомобилей и технологических машин Пермского национального исследовательского политехнического университета (г. Пермь, Россия).
Его доклад «Современные методы обработки данных системы фото- и видеоконтроля на улично-дорожной сети» основан на решении задачи количественного определения понятия «затор». Ученые, руководствуясь двумя системами фото- и видеофиксации на конкретном участке автодороги города Перми, рассмотрели характеристики движения автомобилей по исследуемому маршруту. На основании полученных данных, произведя соответствующие расчеты, они выделили показатели, наиболее характерные для транспортного затора.
«Информация, поступающая с систем фото- и видеофиксации нарушения правил дородного движения, перспективна с точки зрения принятия управленческих решений лицами, ответственными за регулировку движения автомобилей по дорогам. Кроме того, те показатели, которые мы выявили для предсказания транспортных заторов, могут быть использованы для принятия определенных превентивных мер против образования транспортных заторов», – пояснил Михаил Геннадьевич.
Не меньшей научной новизной и дискуссионностью были отмечены доклады других участников пленарной сессии.
Валерий Иванович Хабаров, д.т.н., проф., действительный член Российской академии транспорта, заведующий кафедрой информационных технологий на транспорте Сибирского государственного университета путей сообщения (г. Новосибирск, Россия) поделился опытом Новосибирской области в сфере организации успешной транспортной инфраструктуры без ущерба для функционирования действующей транспортной системы мегаполиса.
Иван Васильевич Фадеев, д.т.н., доц., профессор кафедры машиноведения Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева (г. Чебоксары, Россия) презентовал эффективную и ресурсосберегающую технологию мойки деталей в условиях низких температур. Кроме того, в своем докладе Иван Васильевич представил рекомендации для ремонтного производства.
Александр Петрович Мохирев, д.т.н., доц., профессор кафедры автомобильных дорог и городских сооружений, заместитель директора по научной работе Инженерно-строительного института Сибирского федерального университета (г. Красноярск, Россия) озвучил результаты более чем четырехлетнего исследования. В докладе он представил обоснованную математическими расчетами и логистическими схемами модель формирования транспортной инфраструктуры лесопромышленного комплекса в новых изменяющихся условиях.
Напомним, что в настоящий момент продолжает работу постерная онлайн-сессия конференции TSiT 2023, в рамках которой можно представить свои доклады по транспортным системам и технологиям. Для участия в онлайн-сессии необходимо зарегистрироваться на сайте конференции до 20 февраля 2023 г., прикрепить видеозапись доклада или постер, оформленный в свободном формате, отражающий основные результаты теоретических и прикладных научных исследований. Постеры и видеодоклады участников размещаются на сайте конференции TSiT 2023.
С целью глобального распространения результатов передовых фундаментальных и прикладных научных исследований, все принятые и представленные на конференции рукописи научных статей будут опубликованы в книжных сериях ведущих мировых издательских домов, а также проиндексированы в ведущих базах данных. Специально отобранные Организационным комитетом рукописи научных статей, представленные на конференции, будут отправлены на опубликование в высокорейтинговые научные журналы.