В очередной раз, разбирая и читая книги про сталинскую архитектуру, я все мечтаю, что, когда-нибудь соберу группу и отведу в одну из высоток, в гостиницу Ленинградская.
А сегодня разговор наш пойдет про Дворец советов. Это монументальное здание, символ целой эпохи, которому, так и не суждено было появиться в самом центре и возвышаться над городом. Это должен быть памятник Ленину. Но, он так и не был построен, а в 1947 году начались работы по строительству восьми высоток, семь из которых были построены . Начало строительства объявили уже осенью, когда город отмечал 800-летие. Это был подарок городу, по зданию на каждые 100 лет. Но в 1949 году, углубляя котлован под здание в Зарядье, нашли остатки поселения, которое на этом месте существовало более восьми веков назад. Работы остановили, и с 1949-50 гг на этом месте проводились археологические раскопки. Восьмое здание, так и не было построено. Позже на этом месте в 1964-1967 годах по проекту архитектора Дмитрия Чечулина на готовом стилобате недостроенной восьмой высотки появится гостиница Россия .и просуществует до 2006 года. Сегодня, там разбит парк "Зарядье".
Ну а что же Дворец советов? Впервые о строительстве Дворца Советов заговорили еще в 1922 году. К проекту вернулись в 1930-е годы. Дворец Советов должен был стать первым советским небоскребом и символом процветания социалистического государства. Волхонку выбрали неслучайно. Дело в том, что Дворец Советов как самое высокое здание Москвы должен был стать архитектурной доминантой города – его центром. К Дворцу собирались проложить широкий проспект и расходящиеся лучами магистрали. Место, на котором располагался Храм Христа Спасителя, для этих целей выглядело идеальным. Был объявлен конкурс, на который приглашались архитекторы со всего мира и даже люди далекие от искусства и градостроительства. Дворец Советов был призван стать народным зданием, соответственно, внести свой вклад в его сотворение мог любой желающий. Среди иностранцев, представивших свои проекты Дворца Советов, отличился американский архитектор Гектор Гамильтон. Он удостоился второй премии на Всесоюзном этапе конкурса. Архитектор, не слишком известный на тот момент в профессиональном сообществе, получил награду благодаря своим талантам.
По одной из версий, он даже приезжал в Москву, готовый начать строительство своего проекта и писал письма в москву, оплатить ему транспортные расходы и проживание на время строительства. Но, его планам не суждено было осуществиться. В конкурсе участие принимал и проект французского архитектора Ле Корбюзье . Здание, спроектированное Ле Корбюзье, называли то ангаром, то стадионом, то огромным заводским корпусом – чем угодно, только не дворцом.
В мае 1933 года Совет строительства одобрил проект советского зодчего Б. М. Иофана. Финальный план, в разработке которого помимо Иофана приняли участие В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх. Здание должно стать самым высоким в мире при высоте 415 метров.
Б. Иофан, Л. Руднев (в дальнейшем архитектор главного здания МГУ) и Д. Чечулин (архитектор дома на Котельнической набережной) предлагали построить несколько высотных зданий, чтобы сгладить масштаб Дворца Советов. А. В. Щусев конкретизировал замысел: архитектор высказался за строительство восьми новых высоток и призвал расположить их в местах, названия которых содержат эпитет «красный» – окрестности Красной площади, Красные ворота, Красная Пресня.
Изначально в проекте Иофана над зданием возвышалась 18-метровая скульптура рабочего с факелом в руке под названием «Освобожденный пролетарий». Но, Дворец Советов должен был стать памятником Ленину и его достижениям. Таким образом, здание увенчали 100-метровой скульптурой Ильича. У главного входа планировали, установить памятники Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу. Внутри здания фрески, скульптуры, бюсты, барельефы и полотна в стиле соцреализма.
Наибольший интерес представляет Большой зал, расположенный в центре Дворца. В нем можно было бы поместить на выбор колокольню Ивана Великого, Исаакиевский собор или любое здание высотой 25 этажей. Партер большого зала мог трансформироваться в сцену, водный бассейн и даже ледовую арену. Подобные превращения должны были происходить в течение нескольких минут при помощи электрического подъемника. Круглая форма Большого зала затрудняла проведение киносеансов, и у создателей проекта нашлось оригинальное решение проблемы. Следовало установить сразу четыре экрана, боковые грани которых сложатся в фигуру куба. Три из них обращены к разным сторонам амфитеатра, один к сектору президиума. Даже сегодня, мне кажется, это здание было бы очень современным, с технологической точки зрения, если бы его построили.
Большой и Малый залы Дворца Советов соединялись посредством открытого форума для народных собраний. Кроме того, в здании хотели расположить зал сталинской Конституции, зал героики Гражданской войны и архив документов, связанных с историей установления советской власти.
Амбициозность проекта требовала высокой технической оснащенности. Инженеры подсчитали, что в дни съездов и сессий Верховного Совета в здании будет находиться до 50 тысяч людей! Скоростные лифты, эскалаторы, шумоизоляция, самовыдвигающиеся кресла, автоматические системы уборки помещений, наличие радиосвязи в здании – все это должно было стать неотъемлемой частью внутреннего облика Дворца Советов.
Несмотря на бурное начало строительства, реализацию проекта пришлось заморозить. Более того, металлический каркас Дворца Советов был разобран во время войны: столица нуждалась в материалах для обороны от фашистской Германии. После победы восстанавливать здание не стали, хотя идея постройки этого грандиозного сооружения не покидала Сталина до самой смерти. Вождь хотел подчеркнуть этим зданием превосходство Советской системы над устройством капиталистических государств.
Ресурсы, отложенные на строительство Дворца Советов, были востребованы для восстановления государства после войны. К тому же, начиналась «холодная» война, и нужны были немалые силы и средства на создание атомной бомбы. Какой смысл в грандиозном здании, если противник, обладающий атомным оружием, может смести всю страну с лица земли? Кто тогда полюбуется шедевром советской архитектуры? Было ясно, что возведение величественного сооружения откладывается на неопределённый срок. Несмотря на это, при Совете министров СССР ещё несколько лет существовало управление строительства ДС. Потом оно переквалифицировалось в строительство других многоэтажных зданий, используя накопленный с годами опыт разработок Дворца Советов. Пройдёт ещё какое-то время, и Управление займётся строительством телевизионной башни в Останкино.
Единого мнения, почему от строительства Дворца Советов пришлось отказаться, нет до сих пор. Иногда указывают на плохие геологические условия, неприспособленные для такой тяжелой постройки. В иных источниках отмечают, что в случае новой войны Дворец невозможно было бы замаскировать, и он неизбежно стал бы легкой мишенью для противника. Урбанисты обращают внимание на то, что для свободного расположения Дворца Советов нужно было снести ряд густонаселенных кварталов и передвинуть некоторые уже существующие архитектурные памятники, например, здание ГМИИ имени А. С. Пушкина. Кроме того, существует точка зрения, что необходимость возведения Дворца Советов отпала по идеологическим причинам: теперь не обязательно было доказывать миру, что в СССР прогресс шагнул достаточно далеко, чтобы осуществлялись самые смелые и грандиозные планы. К тому времени уже появился московский метрополитен, в успешное строительство которого не верили многие зарубежные специалисты. .
После смерти Сталина проект Б. Иофана активно критиковался и был объявлен новый конкурс. Конкурс Хрущёва был неграмотно организован: архитекторы не получили чётких требований, не учтены были здания будущего центра Юго-Западного района, точного места для строительства Дворца Советов выбрано не было. Предлагалось два участка: участок рядом с ГЗ МГУ и в трёх километрах от университета. Таким образом, перед архитекторами была поставлена чрезвычайно сложная, с массой ограничений на структуру проектов, задача: помимо того, что точного места строительства фактически не знали, необходимо было уместить несколько грандиозных сооружений на довольно маленькой площади. Поэтому нет ничего удивительного в том, что победитель так и не был назван, а его сооружения Москва так и не дождалась.
Точка в этой истории поставлена в 1960 году, когда на месте котлована расположился открытый бассейн «Москва». Кстати, его спроектировал Д. Н. Чечулин, имевший в 30-е годы прямое отношение к созданию проектов высотных зданий.
А это, уже совсем другая история...
P.S. Честно признаться, про проект Н.Хрущева я не знала и наткнулась на информацию чисто случайно. Поэтому, не берусь утверждать, что такой проект был. Оставим это как версию, чтобы не было разногласий и споров.
Если вам понравилась статья и было интересно, вы можете подписаться на меня и читать интересные заметки и статьи .
Спасибо за внимание.