Найти тему
Что, кто и где?

Эту картину создали сразу два великих мастера: Андреа Верроккьо и... чуть-чуть Леонардо да Винчи

Такая вот странная работа. Изучаем «Крещение Христа» и удивляемся как же так вышло-то? Хотя чаще всего исследователи сомневаются в руке Великого Лео, но тут кисти да Винчи принадлежит хорошенький ангел в левом углу — тот, что стоит к нам в профиль. И это 100%.

Кроме этой работы, Леонардо приписывают участие еще как минимум в двух проектах Верроккьо, который больше специализировался на скульптуре, и живописное наследие его невелико.

Но кем же был этот загадочный Андреа Верроккьо и почему Леонардо постоянно вмешивался в его проекты?

Верроккьо — незаслуженно отодвинутый куда-то на задворки истории мастер пятнадцатого века, с легкой руки Джорджо Вазари вошедший в историю как поверженный учитель Леонардо да Винчи. Да-да, Лео учился у Верроккьо и превзошел, даже затмил, своего учителя.

По легенде, во время работы над этим произведением «Крещение Христа» Андреа Верроккьо не смог вынести красоты ангела от да Винчи, бросил с досадой свою кисть, да так, что больше никогда уже не прикасался к ней.

Это, конечно, больше слухи и вымыслы, что окружают личный бренд Леонардо, потому что без Верроккьо не было бы и самого Леонардо, и дело не только в образовании. Именно так.

В эпоху Возрождения нельзя было выйти на городскую площадь, объявить себя художником и начать собирать заказы.
Будь ты хоть трижды гением — тебе все равно нужна стартовая площадка. Компания или мастерская, под началом которой ты сделаешь первые шаги. Уже состоявшийся профессионал, который даст тебе протекцию.

Для Леонардо всем этим был Верроккьо и его мастерская.

Верроккьо познакомил да Винчи с флорентийским светом, устраивал ему «стажировки» — тут ангела написать, там собачку, ну или пейзаж на фоне дорисовать. 

В конце концов, передал ему основы профессии, а научиться у Верроккьо можно было много чему: он был ювелиром, первым начал использовать в работе черный мел, непревзойденно работал с бронзой, придумал новый тип композиции для женского портрета. И этим список его hard skills не исчерпывается.

Со времен Верроккьо и Леонардо прошло почти 600 лет, но эта схема до сих пор остается рабочей: чтобы полететь на своих крыльях, какое-то время можно и нужно провести под чужим крылом, получить не только знания, но и престижное покровительство известного в твоей же сфере специалиста.