Этот вирус стал проклятием для нескольких поколений – нечто похожее происходило только с COVID-19 в наши дни: полиомиелит поражал и детей, и взрослых (самый яркий пример – Рузвельт заболел в 39 лет). В США, заявлявших о себе как о самой свободной стране мира, фамилии и адреса заболевших публиковали в газетах, чтобы все знали об опасности и оборвали контакты, на окнах их домов приклеивали предупреждающие карточки, за снятие которых штрафовали беспощадно, резко ограничили публичные собрания, а выехать их своего округа можно было только с подтверждением, что в данной местности нет карантина. Опасались, что животные переносят вирус, поэтому просто убивали кошек и собак – бывших домашних любимцев. В начале 1950-х годов в США вспышки полиомиелита ежегодно вызывали около 15 000 случаев неизлечимого паралича. В 1952 году там был зафиксирован пик заболеваемости – 57 тысяч случаев.
Спаситель, еврей Альберт Брюс Сабин (Абрам Саперштейн), родился в 1906 г. в российском, а с 1918 г. польском Белостоке, в 1921 г. семья эмигрировала в США, где получил образование. Не будем говорить, как долго и трудно он создавал вакцину от полиомиелита – важна череда его невероятных поступков: сначала он предложил правительству США бесплатно проверить его вакцину в реальных условиях, и результаты обнадёживали, но начались подковёрные игры медицинских корпораций, появилась другая вакцина Солка, и Сабин, несмотря на самый разгар «холодной войны», обратился к правительству бывшей Родины!
В США из СССР отправлен Михаил Чумаков, судьба которого не менее интересна: в разгар печально известного «дела врачей-убийц» он, директор НИИ вирусологии, отказался увольнять сотрудников-евреев, заявив: «Я понимаю национальную политику партии иначе», – и тут же вылетел из партии и из директорского кресла. Жена вспоминала, что приготовила чемоданчик с сухарями и тёплыми вещами – ждали ареста. Вскоре умер Сталин, и дело развалилось.
Неожиданную загранкомандировку власти пытались подать как большую милость, но не вышло. Чумаков от поездки отказался: «Я же беспартийный и доверия недостоин!» Партбилет вернули мгновенно. Как по волшебству, создали в Академии медицинских наук Институт полиомиелита, директором которого назначили строптивого Чумакова.
В США учёных из «красной России» встретили с опаской, ждали настороженных, злобных и мрачных большевиков. А приехал обаятельный, живой, искренний человек, с которым можно было спорить до хрипоты и работать до ночи. Совместная работа позволила создать вакцину, образцы которой Чумаков просто увёз в чемодане с сухим льдом.
А дальше развернулась мощь великого государства, пустившего вакцину на поток сначала в СССР, а потом и в других странах. Под руководством Чумакова в Институте полиомиелита и вирусных энцефалитов препарат необычайно быстро запустили в промышленное производство, на что Америка не решилась, причём Чумаков испытал вакцину на себе и своих детях!
Кондитерская фабрика имени Марата по заказу НИИ Чумакова начала производство драже с вакциной – детям не нужно было бояться уколов. К концу 1960-го вакцинацию прошли 77,5 млн человек – всё население СССР младше 20 лет.
Сабин совершил второй невероятный поступок: он отказался от патента, а значит, от миллионов долларов, подарив вакцину человечеству. Возможность бороться с полиомиелитом появилась даже у самых бедных государств планеты.
И самое обнадёживающее – в том, что две страны, сражаясь в «холодной войне», сумели найти общий, человеческий язык, чтобы спасти будущее мира – детей!