Захожу я как-то к своему любимому научному руководителю, а она мне и говорит:Я тут новый язык учу. Болгарский». И ведь таки выучила. Месяца за три, не больше. Ну не идеально, конечно, но на конференции в Болгарии общалась сама, без переводчика, книжки художественные читает и все у нее получилось. Ах да, и было ей к тому времени уже около 80 лет. Ну-ка, кто тут думал, что ему уже поздно начинать учить новый язык? Почему у неё получилось то, что не получается у других? Ну типа да, всё дело в самоорганизованности. Но на самом деле это ответ который по сути ничего не объясняет и не подсказывает как ситуацию исправить. А вот у специальных людей, которые помогают другим учиться и которые называются тьюторами, на этот случай есть такая штука как план-маршрут, составляемый под конкретного человека и конкретную задачу. Но если знать стандартные пункты, то можно попробовать составить его себе и самостоятельно. Итак, чекаем, что нужно: 1) Конкретная цель и чёткая мотивация. Такая, чтоб можно было ясно увидеть, к чему вообще хочется прийти и как это будет выглядеть. Чем конкретнее, тем лучше. У моей знакомой это было «быть в состоянии общаться на конференции». 2) Здраво оценить свои возможности и ресурсы. Каких способностей потребует от меня это дело? На какие свои качества я могу опереться? В том случае человек хорошо был знаком с историей славянских языков и это было хорошим стартом для неё. 3) Отыскать ресурсы для освоения этого нового. Ресурсов существует как правило больше, чем мы видим с самого начала, и в процессе изучения они всё время расширяются. Это могут быть любые источники, дающие нам необходимые знания и опыт: от ютюба и онлайн-курсов, до людей, увлечённых тем же делом и готовых поделиться знаниями. В том случае с ресурсами было не айс: она взяла первый попавшийся учебник болгарского языка, ещё советского издания и им ограничилась (возможно спрашивая про отдельные трудные случаи у знакомых носителей языка). 4) Определить срок, когда новое знание должно быть освоено или новый опыт получен. Или, если цель масштабная, разбить его на подпункты и определить сроки для каждого из них. Без точек контроля высока вероятность навсегда отложить дело на завтра. В нашем случае со сроками все было легко – дата начала конференции. 5) Определиться со временем и местом изучения. Тоже максимально конкретно, насколько это возможно. В том случае это было «в постели каждый вечер полчаса перед сном». 6) Получить поддержку от живых людей. Это пункт необязательный, но крайне желательный. Учить что-то, когда ты один и учить что-то, когда есть люди, которые за тебя болеют или просто интересуются: «ну как там? Что нового умеешь?», или даже учатся тому же и делятся впечатлениями – это два ооочень разных процесса. Другой человек невольно напомнит о цели, если ты отвлечёшься, поделится своим видением того же предмета с другой стороны. Ему захочется похвастаться своими достижениями и получить обратную связь, которая в процессе способна мотивировать сильнее, чем мечты о цели. Да и вообще, так веселее. В том случае человеческой опорой были друзья-приятели, с которыми наша героиня списывалась по имейлу и к которым готова была ехать. Итак, если вы сумеете найти для себя решение для каждого из пунктов и построить маршрут, то вероятность того, что вы реально освоите желаемое, очень и очень повысится. Кстати, какой пункт вам кажется здесь самым главным? Или, может, какой-то хочется добавить?