Готова предоставить ответы на ИПЗ, практикум и экзамен, подготовленные в рамках изучения курса клиническая психология. Вы можете использовать данный материал как образец для написания своего ответа. Все работы были оценены на "отлично".
Для получения ответа на практикум, пожалуйста, напишите на адрес: maria186@mail.ru
Стоимость готового задания 2000 руб. включает подробный ответ с рассуждениями на приведенные ниже кейсы.
Кейс заданий по теме 1 «Критерии психологической нормы»
Задание 1
Определить, относится описанный случай к проявлениям психической нормы, либо патологии. Указать критерий психической нормы по Н.Д. Лакосиной и Г.К. Ушакову, который применим в данном случае. Определите, каким образом определяемые критерии нормы влияют на дальнейший ход работы психолога?
Ситуация 1
В Ленинском районе Московской области 49-летняя жительница одного из многоэтажных домов ножом перерезала трос промышленному альпинисту, выполнявшему в составе бригады ремонт фасада здания. Как оказалось, происшествию предшествовал конфликт между женщиной и ремонтной бригадой. Выяснилось, что ремонтники в ходе работ случайно повредили внешнюю телевизионную антенну. Это не на шутку разозлило жительницу дома, и она, выйдя на балкон, в категорической форме потребовала от 27-летнего рабочего немедленно спуститься вниз, «пока не поломал чего-нибудь еще». При этом она угрожала перерезать трос, на котором держался рабочий, если он не выполнит ее требований. Монтажник молча продолжал свою работу. Женщина подождала немного и ушла с балкона. В это время другой альпинист, работавший поодаль, на всякий случай закрепил своему коллеге дополнительный страховочный трос. Женщина внезапно высунулась из окна кухни и ножом перерезала капроновую верёвку. Основной трос лопнул, и рабочий полетел вниз с высоты восьмого этажа. Благодаря сработавшему страховочному оборудованию и запасному страховочному тросу, рабочий пролетел несколько десятков метров и остановился между вторым и первым этажами. Промышленный альпинист остался жив и отделался лишь испугом.
Ситуация 2
К клиническому психологу обратилась мать шестиклассника (возраст 12 лет 3 мес.) по настоятельной рекомендации классного руководителя и администрации школы. Мальчик в течение всей четверти жаловался родителям на сильную усталость: уже к концу второго урока ему трудно было сидеть за партой прямо и слушать учителя: ребенок ложился головой на парту и оставался в таком положении даже после звонка на перемену. Дорога домой из школы (расстояние между школой и домом в 300 метров мальчик мог пройти только медленным шагом, делая частые остановки) отнимала столько сил, что, придя домой, он сразу ложился отдыхать. Приготовление уроков, которое раньше не составляло особых трудностей (пятый класс закончил без троек), отнимало теперь гораздо больше времени: для того, чтобы понять, что требуется в задании, ему приходилось перечитывать это задание несколько раз (иногда помногу). Прочитав какой-либо текст, мальчик затруднялся пересказать его суть, хотя хорошо понимал содержание каждого предложения по отдельности. Ребенок жаловался также, что не всегда улавливает с первого раза смысл речи окружающих, хотя слышит ее вполне отчетливо; успеваемость резко снизилась. Обследование у педиатра и детского невролога не выявило никаких отклонений в состоянии здоровья.
Ситуация 3
Ситуация 4
В молодой семье часто возникали конфликты: супруги не желали уступать друг другу даже в мелочах. Жена часто называла мужа «Занудой Занудовым», «жадиной», «эгоистом». Он в долгу не оставался, упрекал жену за то, что она, взрослый человек, не может жить своим умом, во всем слушается своей матери, позволяет ей вмешиваться в их семейную жизнь. Во время одной из таких ссор молодой мужчина открыл горку с посудой и стал выбрасывать оттуда и с ожесточением топтать чашки из дорогого сервиза, бить об стену хрустальные вазы, подаренные родственниками жены на свадьбу. Зная мужа, как скуповатого человека, бережливого к вещам, жена испугалась, потребовала, чтобы он сходил к врачу, поскольку ей страшно жить «с таким психом».
Ситуация 5
Недавно женатый мужчина вышел в ближайшую пекарню утром субботнего дня, намеревался обернуться быстро, принести хлеба к завтраку. Пошел в «непарадном» виде, в тренировочных штанах и шлепанцах (сотовый телефон взял с собой), и пропал. Никто пропавшего не видел с того момента, как он вышел из дома и не дошел до булочной, телефон оказался выключенным. Молодая жена в отчаянии просила помощи у полиции, волонтеров и не понимала уговоров родственников мужа «подождать немного». Так она провела страшных два дня. На третий день, в понедельник, муж вернулся в 4 часа утра с букетом полевых цветов (но без хлеба). Выяснилось, что по дороге в булочную он встретил друзей и поехал с ними в деревню в соседнюю область «отдохнуть и порыбачить». Отношения между супругами после этого случая разладились, через полгода последовал развод.
Задание 2.
Для одной из ситуаций на ваш выбор (ситуации приведены выше в Задании 1.) разработайте план работы клинического психолога с клиентом, указав предполагаемую продолжительность работы и описав основные этапы.
Задания по теме 2 «Патопсихологические критерии нарушения психической деятельности»
Задание 1
Определите патопсихологический синдром на основе данных протокола.
Составьте план дальнейшей работы психолога с клиенткой.
Протокол патопсихологического исследования
Пациентка стационара С.К., 48 лет. Образование – профтехучилище на базе 8-ми классов. Обучилась профессии швеи, некоторое время (до заболевания) работала на швейной фабрике.
Клинико-психологическая беседа (фрагмент; Э-экспериментатор, клинический психолог психиатрического стационара; И – испытуемая)
Задание 2
Какие нарушения мышления по Б.В. Зейгарник проявляются в высказываниях пациентов? Определите, какими способами можно подтвердить предположения по каждому отдельно взятому факту?Опишите алгоритм действий психолога при выявлении нарушения (выбор сделайте самостоятельно).
1. При выполнении в ходе клинико-психологического обследования пациента психиатрического стационара методики «Предметная классификация» группу из двух карточек (слон и лыжник) испытуемый назвал «предметы для праздных зрелищ»: «По улицам слона водили – это для зевак. И на спортивные соревнования болельщики глазеют, вместо того, чтобы в здоровом теле здоровый дух».
2. Другой пациент при выполнении методики «Толкование переносного смысла пословиц и метафор» дал следующий ответ:
Клинический психолог: Объясните, что означает пословица «Тише едешь – дальше будешь?»
Испытуемый: «Означает: не шуми и не ори, а то пошлют подальше те, кто окажется поблизости».
3. Клинико-психологическое обследование пациентки женского отделения. Методика «Сравнение понятий».
Клинический психолог: «Река и птица. Что между ними общего?»
Испытуемая: «Река и птица…Птица. Ммм…Ну, птицы, что они там… Находят себе самцов. Выводят птенцов…(Некоторое время молчит). Нет. Ничего общего нет».
4. Пациентка (находящаяся на учете) пришла в диспансер задолго до начала приема своего врача.
«Доктор, мне очень надо к Вам, Вы меня примите, я сюда раньше всех пришла!»
Врач: «Расскажите, что беспокоит»
«Я сегодня проснулась в семь часов утра, а обычно я просыпаюсь в шесть часов. Я привыкла рано вставать, знаете, в детстве в деревне все рано вставали, доили коров, кормили курочек, собаке тоже давали есть…»
Врач: «Вы расскажите, пожалуйста, о своем самочувствии»
«Да, да. Болела голова, тело ломило. Сильно болел язык. За последнюю неделю это третий приступ, но после первых двух язык не болел»
Врач: «Что еще Вас беспокоило?»
«Я пошла в больницу, по дороге встретила соседку, она меня остановила и стала жаловаться на своего сына, который пьёт и нигде не работает»
Врач: «Вы о своем самочувствии расскажите»
«Вы извините, но этого сына я тоже знаю, он был раньше хорошим человеком, висел на Доске Почёта».
Кейс заданий тема 3. Нейропсихологический подход к проблемам психического функционирования
Задание 1
1. Определите возможный нейропсихологический синдром.
2. Сделайте прогноз возможного улучшения состояния мальчика.
Зашла как-то одна женщина по делу ко мне на работу. Была она не одна, с 9-летним сыном. Мальчик обошел всю комнату, открывая дверцы всех шкафов и выдвигая ящики письменных столов. Потом пошел по «второму кругу» – уже закрывал дверцы и задвигал ящики. Мама не пыталась его остановить, только грустно повторяла: «Простите нас… простите нас». Я сказала, что все дети разные, ничего особенного не происходит, не стоит переживать. Женщина сказала, что он вообще-то послушный и его поведением в большинстве случаев удается руководить. Вот когда в новой обстановке, это его из колеи выбивает, но ей сегодня не с кем его было оставить. Он везде такой: какую вещь увидит – сразу надо взять ее в руки. И не потому, что нужна или интересна, а вот как ритуал – взять, повертеть в руках, поставить обратно. Учится он? – спрашиваю. «На дому обучается». Сильные головные боли периодически. После несчастного случая: 6-ти лет упал с балкона загородного дома. Он не олигофрен, нет, если с ним делать вместе задания, говорить, что и как надо делать, делает. Ему организоваться трудно самому, если организуешь – сделает. Врачи говорят, он растет еще, может, это пройдет. А может, и нет. Не знаю, что и думать.
Задание 2
1. Сделайте предположение о возможных причинах временной «разбалансировки» психического функционирования в ходе нейропсихологической коррекции детей?
2. Приведите свое объяснение причин, по которым отсутствие временного регресса расценивается как нежелательное явление?
Динамика психической деятельности в процессе нейропсихологической коррекции имеет следующую примечательную особенность. В начале работы (программа достаточно длительна, около 2-х месяцев, т.к. коррекция системна, затрагивает все блоки мозга и перестраивает систему функциональных связей между различными участками мозга) наблюдается заметное улучшение. В середине же программы успехи не только не прирастают, но и наблюдается определенный регресс, который очень пугает родителей, но для нейропсихологов такой результат предсказуем: все идет правильно. «После пятого занятия у сына появилась агрессивность, поведение стало неуправляемым. Через несколько занятий у моего ребёнка включился «эффект тормоза». Вроде всё делает, но очень медленно. При этом даже когда я его ругаю, он абсолютно спокоен. Почерк стал хуже. Вроде старается, но не получается. Я расстроилась, если честно. Столько времени уже занимаемся, так хорошо и аккуратно писали, и опять откатились назад к тому, с чего начали. После десятого занятия детский мозг будто «включился». Почерк стал очень хороший (буквы ровные, аккуратные). С домашним заданием практически не стало проблем. Теперь я стала доверять Женьке самостоятельно делать домашнее задание днем, пока я нахожусь на работе. До окончания курса коррекции больше резких скачков, как в положительную, так и в отрицательную сторону, не было. Всё будто выровнялось!!!»
«Проблемы с засыпаниемрешились примерно на 2-3 неделе занятий (до этого заснуть одна не могла совершенно, пока час рядом не посидишь, не погладишь и т. п., при этом постоянно теребилась подушка) Очень быстро пошли подвижки в общении с другими детьми. На фоне всего этого пережили период так называемого развала (у нас был на 7-8 неделю). Словами этот период недели в полторы не описать... Ходила за ней по дому как за годовалым ребенком (как сейчас помню, достала краски, стала калякать на бумаге, а потом стакан с грязной водой берет и просто выливает на стол... В ответ на все только – «не знаю». На глазодвигательных упражнениях глаза вообще собрать не могла, во все стороны разбегались). Здесь было реально страшно, спасала поддержка нейропсихолога, которая сказала, что так и должно быть».
Задание 3
1. Сделайте предположение о причинах случившегося с точки зрения нейропсихологии. Аргументируйте ваш ответ.
2. Приведите необходимый перечень методик, который сможет подтвердить ваши предположения.
3. Ответ оформите в виде ответов на вопросы. Старайтесь четко устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать свою позицию.
Ситуация с нажатием не той педали
Кейс заданий по теме 4 «Оценка психосоматического риска и психологических основ здоровья»
Задание 1. Источники психосоматических расстройств
Какой психологический источник психосоматического расстройства (эмоционально обусловленного заболевания) можно предположить в следующих случаях. Аргументируйте ваш ответ.
1. Молодая женщина, страдающая от псориаза (кожное заболевание с массивными высыпаниями безболезненных красновато-бурых пятен на коже) обратилась к психотерапевту после длительного безуспешного медикаментозного лечения. В ходе клинической беседы она вспомнила неприятный эпизод детства. Когда ей было 10 лет, она, находясь на каникулах у бабушки в деревне, однажды ходила гулять на речку, и на обратном пути недалеко от деревни увидела быка. Он за ней погнался и довольно сильно ее напугал. Девочка бежала, не разбирая дороги, на краю деревни перелезла через забор, порвала одежду. Быка отогнали местные жители, и девочка смогла перевести дух от испуга. Однако бабушке она ничего не рассказала – зачем волновать старого человека? Позднее соседи поведали приехавшей маме, что «тут на вашу девочку бык напал». Через некоторое время все забылось, но через два месяца, уже в городе, на теле выступили первые псориатические пятна, которые скоро прошли, но потом вновь появились на других участках кожи, и уже полностью никогда не исчезали.
2. У ребенка 4-х лет любая, даже легкая, простуда вызывала спазм дыхательных путей, и он начинал задыхаться. Мама панически реагировала на любые недомогания малыша. Один из врачей приезжавшей по вызову «скорой помощи» высказал возможную причину необъяснимого утяжеления симптомов легкой простуды: «Ребенок стремится оказаться в руках врачей, потому что он чувствует себя в безопасности только тогда, когда вы перестаете паниковать. Вам самой следует полечить нервы».
3. Женщина 60 лет страдала тяжелой формой катаракты (помутнение хрусталиков обоих глаз с постепенным ухудшением зрения). Обычно это заболевание развивается в 75-80 лет. Она жила с семьей сына, в которой часто возникали конфликты: муж обвинял жену в недопустимом для замужней женщины поведении, а она его – в пьянстве и неспособности удовлетворить ее потребности. Бабушка пыталась остановить супружеские ссоры: «Глаза бы мои на вас не глядели! Грызетесь как собаки. Детей бы постыдились. А что люди скажут?»
Задание 2. Концепция психосоматической специфичности.
1. Определите, какой из специфичных психодинамических конфликтов, приводящих к психосоматическим заболеваниям, имеет место в данном случае.
2. Определите, какое из семи болезней психосоматической специфичности вероятно в данном случае.
3. Проанализируйте состояние женщины, ухаживающей за свекровью.
4. Оцените необходимость оказания психологической помощи, ухаживающей женщине. Определите характер помощи в случае такой необходимости.
Женщина (52 года) ухаживала за своей парализованной свекровью. Уход был обеспечен ею очень качественно: не всякая родная дочь также самоотверженно отдавала бы время и силы заботам о неизлечимо больном старом человеке. Участковый врач говорила, что подобную гигиену, систематическое лечение, правильно составленный рацион питания можно получить лишь в элитных медучреждениях. При всем этом ухаживающая за старушкой сноха всячески упрекала мать мужа: «Никак не сдохнешь, старая ведьма! Все нервы мне вымотала! А я и сама инвалид, здоровья совсем не осталось, почему я, спрашивается, на тебя его тратить должна, будь ты трижды проклята!». Старая женщина молча плакала.
Задание 3. Психологические основы здоровья
К фундаментальным ценностям человеческого Я относят:
«Я есмь» (ценность собственного существования)
«Мой небесный партнер» (ценность любви между мужчиной и женщиной)
«Семья и дети»
«Самореализация и творчество»
Прочитайте описание ситуации. Какая из перечисленных ценностей является приоритетной в описываемом поведении? Правилен ли этот приоритет? Выстройте четыре ценности в правильную иерархию. Определите, при каких условиях, какими средствами возможно достижение баланса фундаментальных человеческих ценностей.
Мы, жители России, живем в зоне «умеренного» климата. Т.е., это только так называется, а вообще большую часть года климат весьма холодный. Но при всем этом и в декабре, и в январе, и в феврале с его ледяными ветрами на улицах городов можно повсеместно наблюдать такую картину: девушки в коротких куртках, прозрачных колготках, без головных уборов. И не скажешь сразу, что больше впечатляет: красота их волос, стройных ног и гибких фигур, обтянутых тонкими курточками, либо резкое несоответствие того, как они одеты, суровым погодным условиям.
Кейс заданий по теме 5. Личностные расстройства и их определение
Задание 1
1. Определите наличие личностного расстройства в каждом случае, аргументируйте свои выводы.
2. Приведите 2-3 способа диагностики, с помощью которых можно подтвердить ваши выводы.
3. Составьте краткий план работы с клиентом по одной из ситуаций. (длительность, методы, аргументы в защита выбранной стратегии).
Ситуация 1
Скриншот криминальных новостей
Ситуация 2
К психологу обратился мужчина 37 лет со следующим запросом: частая вынужденная смена места работы. Проработав недолго в очередной организации, попадает в сокращаемый штат, или получает предложение о переводе на должность с гораздо худшими условиями «в связи с производственной необходимостью». «Это разные организации, и разные люди, но ситуация повторяется. Значит, дело во мне, поэтому я к Вам и пришел. На переобучение отправляли, прошел я его (мать деньги дала), но потом все равно уволили. Работаю не хуже других, дисциплину нарушаю…, ну а кто ее не нарушает. Всех увольнять – кто ж тогда работать будет? Так их держат, и с неоднократными прогулами, а меня после первого же раза – до свидания». О себе рассказал следующее. В школе учился средне, никакие школьные предметы и науки особенно не интересовали, после школы поступил в технический колледж, учебу не закончил. «Начали меня там гнобить, а я никому этого не позволяю. Ну и вели к тому, чтобы от меня избавиться. Как подрались где – обязательно вот я у них виноват, то да сё… Отчислили». От военной службы по призыву был освобожден: «Признали негодным, причин не объяснили, да я и не допытывался». Здоровье не беспокоит, алкоголь употребляет, по его словам, умеренно («Посмотреть, как другие пьют – так у меня еще норм»). Разведен, после ухода жены проживает в одной квартире с матерью и сестрой. Есть ребенок, клиент видится с ним редко. Материально помогает бывшей семье «когда есть возможность».
Ситуация 3
«Растила дочь одна, но всегда поддерживала отношения с ее отцом, т.к. любила, но жить с ним под одной крышей было совершенно невозможно, невыносимо. Когда начал издеваться над ребенком, отношения прекратила. Год жила в спокойствии, не веря, что такое может быть. Потом встретила мужчину, с которым впервые в жизни была счастлива – хозяйственный, заботливый. А потом моя жизнь снова превратилась в ад. Бутылки с молоком в холодильнике поставила, не выровняв этикетки – скандал, нашел у ребенка в комнате фантик – скандал, каждый день у ребенка в комнате обыск в поисках мусора или неровно сложенных вещей... и целыми днями заваливает меня смсками, что я вырастила тупую свинью, грязнулю. В итоге мы с ребенком (а девочке 15 лет) стали дерганые и нервные. Жизнь стала катиться просто в пропасть. Сейчас готовлю почву, чтобы аккуратно расстаться. Не хочу скандального развода и ушатов грязи».
Ситуация 4
Студент колледжа отличался пристрастием к экзотическим животным, которых держал дома. В разное время у него жили: ядовитый паук, декоративные тараканы, скорпион. Юноша считал своего скорпиона ручным, и утверждал, что научил насекомое выполнять простейшие команды. Последнее время появился новый любимец – удав. Хозяин так привязался к нему, что решил взять змею с собой на автобусную экскурсию своей студенческой группы в Санкт-Петербург. На попытки матери и сестры, отговорить от этой затеи, молодой человек возражал, что удавчику для здоровья полезно двигаться и получать новые впечатления.
Кейс заданий по теме 6. Отклонения в индивидуальном развитии
Задание 1.
1. Подберите соответствующий каждой описанной ситуации вариант диагностики для определения психологического статуса. Аргументируйте свой выбор.
2. Сформулируйте прогностическое суждение о дальнейшем личностном развитии и успешности/проблемности самореализации и адаптации пациента в каждом случае. Обоснуйте свой прогноз. В случае затруднений рекомендуем воспользоваться приведенным ниже алгоритмом.
3. Составьте план психодиагностической, психопрофилактической и психокоррекционной работы с каждым пациентом и родителями.
Ситуация 1
Родители ребенка (8 лет 2 мес.) обратились к психологу общеобразовательной школы по поводу трудностей адаптации сына к новой школе, педагогу, одноклассникам (семья переехала на постоянное жительство из другого города). Ребенок с проблемами в развитии: диагностирована моторная расторможенность и повышенная судорожная готовность мозга. Диагноз «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» под вопросом. Беспокойство родителей связано с прогнозом состояния ребенка: «Врачи ничего толком не говорят, мол, время покажет, да и сам этот диагноз у них под вопросом. А нам-то чего ожидать? Мы выполняем все предписания врача, принимает он лекарства, и за режимом дня следим, никаких словесных нотаций, разумность и последовательность требований к ребенку. С учительницей разговаривали, объяснили, какой подход к сыну лучше действует на него. Но как-то пока изменений к лучшему маловато. Физически растет, а поведение все такое же неуправляемое. Да еще переезд этот… Сейчас он маленький пока, можно с ним справиться…А в подростковом возрасте? Хотя бы знать заранее, к чему готовиться, уже полегче…»
Ситуация 2.
Родители восьмиклассницы обратились к администрации школы с требованиями прекратить «травлю» их дочери одноклассниками. По рассказам классного руководителя девочка не общается ни с кем в классе, отказывается отвечать у доски, выполняет лишь письменные задания, утверждает, что одноклассники недоброжелательны к ней. Со слов родителей, девочка никогда не испытывала радости от общения со сверстниками. В детском саду держалась обособленно, играла одна, других детей от себя отгоняла, жаловалась родителям, что они «плохие», мешают ей, ломают ее игрушки. К близким привязана, но душевной близости и сердечности в отношениях нет ни с кем из семьи. Один из любимых сюжетов игр и рисунков в детстве – смерть и похороны сказочного героя. Родные давно смирились с тем, что дочь практически не рассказывает ничего о своих делах и не делится переживаниями. Не терпит, когда перекладывают ее вещи на другое место, заходят в ее комнату без разрешения. Увлекается рисованием анимированных персонажей, чтением литературы, в основном, «готических» романов и книг философско-мистического содержания. Контакты дочери в социальных сетях настораживают родителей: маме «друзья» девочки по интернет-переписке кажутся неадекватными, но она утешает себя тем, что это общение остается виртуальным, и у дочери нет стремления к «живому» общению с этими людьми. С успеваемостью в школе у девочки проблем нет, здоровье в порядке.
Кейс заданий по теме 7. Клинические аспекты геронтопсихологии
Задание 1.
1. Определите наличие психического расстройства в каждом случае, аргументируйте свои выводы.
2. Предложите способы ранней диагностике выявленных расстройств в каждом случае.
3. Составьте краткие рекомендации родственникам больных.
Ситуация 1
«Странности у отчима начались, когда ему не было 60-ти. Я с ними не жил, приезжал раза два в месяц из города в гости. Менее чем за год изменился так, будто это стал другой человек. Он хоть и без образования, но всегда любил читать, не матерился, следил за собой. А тут… Заладил: «Манька, где твой Ванька». Без конца выкрикивал. И еще мат разный. При этом лицо застывшее, как маска. Он еще ходил тогда, и шустро так. Так вот, не уследила мама однажды – ушел на речку. День жаркий, на берегу народу полно – взрослые загорают, детишки играют. Он все с себя снял, догола разделся. За какой-то девочкой бегал, догнать пытался. Его схватили, хотели избить парни… Хорошо, что маму позвали, она его увела. Стала под замком держать… Досталось ей, пока ухаживала за ним – страшно сказать. Одно хорошо – недолго это все продолжалось. Сначала говорить перестал. Невнятно бормотал что-то, после и вовсе замолчал, как немой. Бродил по комнате как зомби. Часами накручивал круги. Потом слег. Исхудал страшно, хотя кормили хорошо. Ну, пока был в состоянии глотать пищу. Потом давиться пищей стал, не мог есть…»
Ситуация 2.
«Дед нас напугал однажды. Ну, так-то мы привыкли, что понять его не всегда легко. Всю жизнь был серьезным и очень молчаливым. Бабушка так и говорила: полвека с молчуном прожила. Но так как он всю жизнь по плотницкому делу работал, а там, известно, не языком надо, то и ничего, что не оратор. Без дела и на пенсии не сидел. Все тюкает что-то на участке или в сарае. И вот надумал лет после 75 ладить себе в сарае гроб. Деловито так примерялся. Как потом лежать в нем будет. Мы ему: «Дед, не пугай нас. Хорошо ли это – как в сарай зайти, этот твой ящик на верстаке стоит». Ответил: «Ишь, пугливые… Этакие лбы…так вас и так…» Ну, решили мы, что кукушка у него поехала, и оставили в покое»
Ситуация 3.
«Моя бабушка до пенсии работала медсестрой в доме престарелых. Она раньше всех поняла, что с ней происходит, и стала готовиться к худшему. Я ничего не понимала тогда, думала, чудит человек на старости лет. Под ее руководством дедуля сделал стул с дыркой, она запасла камфорный спирт, рулон полиэтилена, закупила упаковок 100 женских прокладок. Через год я поняла, для чего все это нужно... Она стала всё забывать: на какой улице живет, обедала сегодня или нет. Потом перестала узнавать всех нас. До туалета дойти не могла. Стул очень спасал, почти биотуалет с ведром. Естественно, пригодился и полиэтилен с прокладками, памперсов в те годы еще не было. Так продолжалось два года, потом бабуля тихо ушла от нас во сне».