Заметки одного болельщика
Алексей Самойлов, фото с сайтов команд-участниц и из архива автора
В 45-й раз за свою историю и в четвертый раз в песках Саудовской Аравии прошла очередная гонка дакаровской серии. И 31 декабря на линию старта «Пролога», в этот раз имевшего протяженность ровно 10 км, вышли 458 экипажей восьми категорий транспортных средств. К сожалению, организаторы, а это французская компания «Amaury Sport Organization» (ASO), поставив неприемлемые предварительные условия откровенно политического характера, не допустили к стартовой линии наш «КАМАЗ-мастер». Кстати, повторив свой прошлогодний «успех», когда только за упоминание аббревиатуры «МАЗ» в названии команда «МАЗ-СПОРТавто» из братской Беларуси тоже не была допущена к гонке (впрочем, как и в этом году). Посему ниже не столько отчет о гонке, сколько цифры и факты, в том числе из архива.
Общая протяженность маршрута составила 8908 км, на спецучастки (далее – СУ) пришлось 4380 км + 10 км «Пролога», который организаторы тоже почему-то относят к СУ. На старт в пяти категориях – мотоциклы, квадроциклы, внедорожники, багги и грузовики – вышли 370 участников (всего предварительно было заявлено 383, финишировали 233). Были две относительно новые категории – классические внедорожники и грузовики, а также новация’2023 – три экипажа на внедорожниках с перспективными силовыми установками. По этим категориям протокол упоминает 89 участников на старте и 80 на финише. Но воздержимся от эмоций – они выступали «вне зачета».
Кстати, некоторые болельщики (и даже эксперты) считают, что «гонка без лидеров» стала непредсказуемой. А посему намного интересней! Согласен. Впрочем, для начала дискуссии посмотрите график: это места тройки победителей ралли в общей квалификации после этапа. «Ровненько» ехали, не правда ли?
График отчасти поясняет «непредсказуемость гонки без лидеров»
(грузовики и экипажи указаны в соответствии с местами на подиуме).
Еще раз для понимания: результатов «Пролога» и первых трех этапов в протоколах на официальном сайте нет
Уточним факты и цифры...
■ В категории «Trucks» (Т4 – «Грузовики») финишировали 10 экипажей (в стартовом листе вместе с «техничками» было зарегистрировано 54, но детали чуть ниже). К категории «Легенды Дакара» (?) организаторы отнесли 24 члена экипажей грузовиков (в т.ч. 18 пилотов) из 160 человек стартовавших.
■ В этот раз на СУ пришлось 49,2% маршрута. Четыре из 14 этапов имели протяженность СУ более 400 км. Важно (!): по этапам I–III и 10-километровому «Прологу» протоколы с официального сайта организаторов «dakar’com» уточняют: «Ranking is coming/Follow us/Get exclusive information». Да и в финальном протоколе гонки данных по этим этапам тоже нет. Интересно, не правда ли? Таким образом, средняя скорость победителя на СУ в перерасчете на их общую протяженность по официальным протоколам и суммарное время их прохождения составила... 61,959 км/ч. Иными словами: практически в рамках «нештрафуемой» цифры средней скорости на любом участке дороги в условиях городского движения (шутка, но виноват – не смог удержаться).
■ Видимо, здесь же можно припомнить еще и протокол этапа Х: СУ – 114 км, время победителя в категории «Trucks»: 2:09:46. И эти цифры означают среднюю скорость на спецучастке примерно в... 50,049 км/ч. Понятно, что спорт есть спорт, но...
На подиуме экипаж Януса ван Кастерена (победители Dakar’2023) с партнерами по команде
Факты и цифры (продолжение):
■ Победитель этапа в категории «Trucks» имел на СУ среднюю скорость выше 100 км/ч на этапе IX – 115,2 км/ ч. Это IVECO c бортовым № 502 – Янус Ван Кастрен – BOSS Machinery Team De Rooy IVECO. И хотя этих цифр почему-то нет в официальных протоколах, но вообще-то IVECO, бортовой № 501, пилот Мартин Масик (Чешская Республика, команда «MM Technology»), преодолел СУ этапа III со средней скоростью в 108,7 км/ч...
■ Победителем гонки SaudiDAKAR’2023 стал упомянутый выше экипаж IVECO № 502. Его экипаж: пилот Янус Ван Кастрен (Нидерланды), штурман Дарек Родевальд (Польша), механик Марсель Снайдерс (Нидерланды) – команда «BOSS Machinery Team De Rooy IVECO».
Из протокола: владелец и организатор команды – частная фирма, фактически являющаяся подразделением генерального дистрибьютора компании «IVECO» в Нидерландах. «BOSS Machinery» – первые два слова в названии, как всегда для Team De Rooy, указывают на генерального спонсора именно этого экипажа. В этот раз это «BOSS Machinery» B.V. – крупный поставщик строительного оборудования из Нидерландов.
IVECO Януса ван Кастерена во время подготовки к ралли
Общая информация
Ралли Дакар (англ. – Dakar Rally, допустимое сокращение – «Дакар» от англ. «The Dakar», ранее известное как «Ралли Париж –Дакар» – «Paris –Dakar Rally») – это ежегодный ралли-рейд, ныне организуемый Amaury Sport Organization. ASO – это отделение французской медиагруппы «EPA», в числе прочего известное как организатор гонки «Тур де Франс», гонки олдтаймеров «Париж – Ницца», Парижского марафона и ряда других. Возможно, это ошибочное мнение автора, но всегда считал и считаю, что для организатора (при всем уважении) прежде всего важно шоу, и его элементом как раз и является та самая «гонка без лидеров» (?), которую мы и обсуждаем. А как же иначе привлечь спонсоров и зрителей, если победитель предсказуем? Да, разумеется, наш «КАМАЗ-мастер» – заводская команда, однако не следует считать, что ее ресурсы и возможности безграничны по сравнению с конкурентами.
Класс Trucks (или T4), впервые представленный как отдельная категория, появился в 1980 году. В нее включаются автомобили массой более 3500 кг. Они подразделяются на грузовики «серийного производства» (T4.1) и «модифицированные» (T4.2). Есть еще категория T4.3 (ранее известная как T5), но это машины технического обеспечения, и обычно они едут с бивуака на бивуак, минуя СУ. С 1980 года гонка Т4 не проводилась лишь в 1989-м после гибели экипажа DAF годом ранее. По результатам той трагедии было решено, что машины с двумя двигателями мощностью более 1000 л.с. навсегда исключены из состязаний.
Большинство трасс с момента первого старта в 1977-м проходило от Парижа (Франция) до Дакара (Сенегал), но из-за угроз безопасности в Мавритании, которые привели к отмене ралли 2008 года, гонки с 2009 по 2019 гг. проводились в Южной Америке, а с 2020-го – в Саудовской Аравии. Здесь, думается, надо учитывать два момента:
- появились новые спонсоры – арабские шейхи (они даже к «Формуле 1» с ее трассами в 2023 году стали прицениваться, а здесь всего-то – гонка по пустыне);
- и, что более важно, в некоторой степени это возвращение к «истокам»: пустыня, пески, дюны и прочее. Дело в том, что в Южной Америке маршрут иногда проходил по горным дорогам и перевалам (высоты до 4000 м), кроме того, в январе там лето и сезон дождей. Согласитесь, после Сахары не самое удачное место для гонок.
Саудовская Аравия, разумеется, это новые спонсоры (арабские шейхи),
но что более важно – в некоторой степени это возвращение к «истокам»: пустыня, пески, дюны и прочее
Немного истории Dakar’a
Первый Dakar стартовал из Парижа (Франция) в декабре 1977 года...
На карандашном рисунке – Тьерри Сабин (Thierry Sabine),
идеолог и организатор тогда еще африканского ралли
Гонка впервые стартовала из Парижа (Франция) в декабре 1977 года. Тогда на старт вышли 182 автомобиля, но лишь 74 сумели преодолеть все 10 тыс. км маршрута до столицы Сенегала Дакара. Сирил Невё стал первым победителем соревнований на мотоцикле Yamaha.
Легенда уверяет, что это случилось через год после того, как Тьерри Сабин (Thierry Sabine), идеолог и организатор Dakar’a, заблудился в пустыне Тенере (Ténéré) во время участия в ралли «Cote-Cote’1975» по маршруту Абиджан (ныне мегаполис в республике Кот-д’Ивуар, Западная Африка) – Ницца (Франция). Безграничные просторы и труднопроходимые пески Сахары (но и близость к Европейскому континенту), по всей видимости, подсказали идею, что пустыня будет хорошим местом для регулярного ралли.
Возможно... Подчеркну слово «возможно», на решение Тьерри Сабина повлияли и другие люди, машины, равно как и пройденные ими маршруты в африканских пустынях. Ну, например, в 1971 году барабанщик рок-группы «Cream» Питер Эдвард (Peter Edward «Ginger» Baker) на подержанном Range Rover проехал из Алжира (столицы государства Алжир) в Лагос (Нигерия). Сегодня по Google-навигации это примерно 4500 км, включая Сахару. Цель была проста (не шучу!): открыть студию звукозаписи и сыграть с Фелой Кути. Для справки: Fela Aníkúlápó Kuti – нигерийский музыкант, руководитель оркестра, композитор. Считается пионером афробита – музыкального жанра, сочетающего западноафриканскую музыку с американским фанком и джазом. Простите за такую «экзотику», но здесь очень важно упомянуть, что именно в тот первый раз практически весь маршрут был еще и впервые снят на кинопленку. Понятно, что любителем, хотя не вызывает сомнений, что эти кадры, разумеется, в числе прочих легли в основу PR-поддержки всех будущих гонок серии Dakar.
Разумеется, нельзя не вспомнить и ралли «Кубка Мира» 1974 года по маршруту Лондон – Сахара – Мюнхен, которые стали по-настоящему первой организованной гонкой (оговоренные маршруты, места стартов и финишей, бивуаки для отдыха экипажей и ремонта техники), пересекающей пустыню Сахара.
И чтобы не забыть. Нынешний победитель Янус Ван Кастрен на dakar.com в разделе «Discover the stories of the Dakar's heroes inside the bivouac» (с англ. «Откройте для себя истории героев Дакара на бивуаке») уверяет, что по приглашению друга он проехал весь маршрут Dakar’2005 на... велосипеде (!): «Reached the finish and after that I was addicted».
Dakar это в первую очередь - гонка...
И я, простите, не уверен что в этих дюнах есть место для политики (и санкций)
Несколько слов о «КАМАЗ-мастере»
История нашей команды началась в 1988 году. На старт проходившего в Польше ралли «Ельч» из Советского Союза тогда прибыли два полноприводных грузовика практически неизвестной на европейском континенте марки.
Никто из участников ралли и болельщиков даже в самых смелых своих прогнозах не мог предположить, что команда новичков сможет претендовать на призовые места. Но дебютанты взяли серебро гонки!
Так началось восхождение на вершины мирового спортивного олимпа команды из Набережных Челнов, которая в скором времени завоевала мировую известность под именем «КАМАЗ-мастер»...
Из истории Dakar'a: 1979-2023 годы
Свой непростой путь к покорению вершин Dakar’a наша команда начала в далеком 1990 году, а в 1996-м впервые выиграла эту престижную гонку. С тех пор наши ребята 31 раз участвовали в гонке и 19 раз побеждали в ней
На прошлогоднем Dakar’2022 экипажи «КАМАЗ-мастер» выступали на грузовиках двух поколений. Совершенно новыми КАМАЗ-435091 семейства К5 управляли Дмитрий Сотников и Эдуард Николаев, а Антон Шибалов и Андрей Каргинов сели за руль традиционных КАМАЗ-43509 с внедренными в них в течение 2021 года техническими улучшениями.
Ориентируясь на особенности дорожных условий Саудовской Аравии, инженеры стремились улучшить управляемость нового автомобиля, в котором использовали аскетичную кабину, предназначенную для карьерной внедорожной техники, так как она имеет самые приемлемые для спортивного грузовика габариты из имеющихся в линейке. Автоматическая коробка передач, раздаточная коробка и мосты полностью перешли на КАМАЗ-435091 как хорошо зарекомендовавшие себя по надежности и эксплуатационным свойствам.
Из нововведений стоит отметить следующее:
- Так, были выполнены работы по увеличению надежности системы управления турбокомпрессором, что позволило повысить тягово-динамические свойства в условиях среднегорья и вязкого грунта.
- Внедрены конструктивные решения по защите от внешних воздействий и повышению надежности систем двигателя при преодолении водных преград. Подвески кабины и шасси получили совершенно иные настройки, а улучшенные показатели рулевого управления характеризуются четкостью и снижением нагрузок на пилота.
- Была внедрена стратегия мажоритарного САN для увеличения надежности. Пересмотрены и оптимизированы электрические схемы и жгуты для снижения вероятности сбоев.
- Также проведена работа по замене некоторых импортных комплектующих на отечественные...
Пояснения к таблице:
Во всех случаях протяженность трассы, как и СУ – спецучастков, указывается именно для категории грузовиков. Более того, в протяженности СУ учитывается их сокращение. Под отменой этапа (цифра со знаком «–») подразумевается лишь его полная отмена.
Важно отметить: для PR организаторы «иногда» округляли цифры в релизах. Например, 2021 год: общая протяженность маршрута, по официальным данным, составила почти 7800 км, а протяженность спецучастков – порядка 4800 км. Подсчет по протоколам на финише дает несколько иные цифры: фактическая протяженность 7647 км, включая 4767 км СУ.
Средняя скорость на СУ <победителя> определяется как общая протяженность СУ за всю гонку, деленная на общее время их прохождения (но без учета штрафного времени, если такое было).
Далее по годам:
- 2007 год – последний африканский Dakar и тяжелая авария экипажа Владимира Чагина на V этапе.
- 2009 год – первая гонка в Южной Америке.
- 2012 год – в этот раз без подиума: лучший результат команды «КАМАЗ-мастер» принадлежал экипажу Андрея Каргинова (стартовый № 509, на финише гонки – четвертое место, время +05:01:10).
- 2019 год – маршрут гонки проходил только по одной стране – Перу, при этом организаторы начали активно использовать «кольцевые маршруты» (старт и финиш в окрестностях одного города). Это было разумное решение: длинные лиазоны («перегоны» между СУ) никак не влияют на результат, но увеличивают «усталость» людей и техники. Кстати, в Южной Америке на СУ в среднем приходилось лишь 44,9% маршрута, а в «рекордном» 2017-м – вообще 26,4%.
- 2020 год – первая гонка в Саудовской Аравии. Общая протяженность маршрута ралли составила примерно 7500 км, включая 4578 км спецучастков (далее – СУ), на которые пришлось чуть более 61% маршрута. Причем пять СУ имели протяженность более 450 км. Порядка 75% маршрута прошли по пескам различного типа.
- 2023 год – официальные протоколы по СУ начинаются с этапа IV. Посему средняя скорость на СУ, составившая 61,959 км/ч, рассчитана только по ним. С учетом полных (но неофициальных) данных, она составила 81,7 км/ч, причем на III этапе – 108,7 км/ч.
К слову, порой в СМИ и Интернете звучит критика грузовиков «КАМАЗ-мастер»: мол, на них нет ничего серийного.
Как человек, лично знакомый со специалистами команды и неоднократно бывавший в ее техническом центре, уверяю, что это далеко не так.
Двигатель – это обычный лицензионный Liebherr. Он используется на конвейере, а в данном случае его просто форсировали, пожертвовав ресурсом. И что здесь такого? Коробка? Это «автомат» или «механика» фактически с конвейера, и они вообще «без экзотики». Могу в данном случае даже открыть «военную тайну»: так как МКП ZF работает с форсированным дизелем (крутящий момент вдвое выше конструктивно допустимого), её реальный ресурс не превышает 30 тысяч км. На гонку достаточно, для тренировок агрегат можно использовать и после ремонта.
Тормоза Wabco? А у серийной машины какие были (понятно, до санкционных ограничений 2022 года)? Или те же мосты Sisu – разве это экзотика?
Разве что кабина? Это да: спортивный каркас безопасности, другие сиденья, дополнительные фары и прочее.
Понятно, что некоторые агрегаты (просто «на всякий случай» – ибо время есть) могли перед установкой перебрать, внимательно проверить, где-то даже чуть кисточкой подкрасить перед сборкой, но это все не делает челнинские грузовики «радикально отличающимися» от продукции с конвейера...
Уверен, что «КАМАЗ-мастер» еще вернется на Dakar. Это неизбежно, как наступление яркой солнечной весны, особенно после отвратительной слякотной зимы 2023 года. И та, грядущая гонка будет действительно непредсказуемой. Потому что за места на подиуме с нашей командой будут состязаться экипажи, например, «МАЗ-СПОРТавто» и иные, не менее именитые...
Пока давайте останемся реалистами. Потому что на повестке дня стоит первостепенная задача: сохранить команду – от пилотов боевых грузовиков до слесарей в цеху технического центра команды и поваров в столовой (кстати, обед в ней всегда был очень вкусным), равно как и технику.
Тем более что с последней в рамках импортозамещения открываются новые горизонты. Остальное – потом, позже...