Сначала позвольте поздравить всех Нин с Днём Ангела! Оставайтесь такими же сильными, смелыми и уверенными в себе! Не ищите горящие избы и бегущих слонов и живите в гармонии с собой!
Здесь и здесь я начала рассказывать о тяжёлой судьбе моей бабушки, Нины Алексеевны Карамзиной.
Итак, её насильно выдали замуж за ненавистного ей, но подходящего её отцу инженера Фёдора. Нина сразу забеременела. По её словам, никаких токсикозов и прочих прелестей у неё не было. Муж уходил на работу, а она варила обед. подметала и садилась делать кукол из лоскутов и играть с ними.
Живот вырос. У худышки Нины (рост у неё был 154 см, а вес всю жизнь - 40 кг) он смотрелся как мячик под платьем. Фёдор стал задерживаться на работе. Она ждала его, по пять раз подогревая ужин. Нрав у девчонки был горячий, мама-то цыганка!
Пойду к нему на завод и всё начальству выскажу: чего все уже давно по домам, а он всё на сверхурочных! А я беременная. есть и спать хочу! - решила Нина.
Пришла на завод, никакого начальства и в помине нет. Только в коридоре свет горит, да в кабинете Фёдора из-под двери полоска видна. Нина толкнула дверь и вошла. Да так и потеряла дар речи! Её муж- "трудоголик" на диване с секретаршей норму по утехам перевыполнял.
Нина недолго была в оцепенении. Гнев вспыхнул и охватил её всю неудержимо.
Подскочила я к ним. Кричу что-то, сама не помню, и рву у этой прости...рыжие её космы. Она орёт, толкает меня. А этот му...её руки держит. чтобы живот мой сберечь. Схватила я подушку и давай ею этих голубков по мордам бесстыжим охаживать! А подушечка-то хлипкая оказалась: порвалась. и по всему кабинету пух кружится! Фе е рично! - рассказывала мне бабушка со своим всегдашним юморком и самоиронией.
После этой семейной сцены Нина ушла к матери. Все красивые платья, что Фёдор дарил, оставила. А кукол забрала. Своё приданое - перину- распорола. чтобы рыжая на ней не спала. В общем, развод был символичный: в пух и прах разругались в прямом смысле.
Через пару месяцев родилась хорошенькая здоровая девочка, Раисой назвали. Тогда это имя в моде было. Фёдор тёще деньги приносил. и она тайком от непреклонной дочери брала, внучку нарядами да игрушками баловала.
Когда Нина откормила Раечку и перевела её на кашки, она вступила в разъездную труппу цыганского ансамбля и уехала колесить по СССР. А антрепренёром этой труппы был мой будущий дедушка, Кир Яковлевич Марченко-Зарубин.
Её было 18, ему - 35. Он влюбился без памяти и сделал предложение. Она согласилась, потому что хотела стабильности и чтобы её любили.
Они продолжали гастролировать. Во время войны их повезли на линию фронта - выступать в госпиталях перед ранеными. На поезд сбросили несколько бомб. Часть артистов в других вагонах погибла. Вагон. где были бабушка и дед, не пострадал. Тогда Нина закурила, и некурящий Кир никогда не пенял ей за это. Из детей никто не курил- с детства запах надоел, говорили они.
В войну Нина родила сына Алеко( супруг настоял на имени из пушкинской поэмы "Цыганы"), второго сына Валерика и дочь Татьяну. Старший жил с бабушкой и нанятой на родительские гонорары няней. пока супруги по фронтам ездили. Валерика. который безумно любил отца и был его полной копией- у смуглой черноглазой Нины родился голубоглазый блондин- возили с собой. В 8 или 9 месяцев на квартире его хозяйская дочка заразила менингитом. Малыш в больнице помучился несколько дней и угас.
Я думала, отец за ним в могилу прыгнет! Сидел с гробиком на руках на краю могилы. на мёрзлых комьях. Слёзы из-под очков градом! Я никогда не видела ни до, ни после. чтобы он ТАК плакал! Целовал голубоватое личико, трясся весь. А я не позволяла себе плакать. потому что у кого-то должна быть трезвая голова. Не отдавал гробик. Могильщики говорят: "Мамаша, мороз -30 , мы уезжаем. сам пускай зарывает". Вот тогда я отца встряхнула и Валерика отняла. Он меня даже испугался. говорит, лицо у меня чёрное было.
Это был первый ребёнок, которого пережила Нина. Кончилась война, семья воссоединилась. Жили в Хадыженске. работали в театральном училище: дедушка режиссуру и актёрское мастерство вёл, бабушка - хореографию
В 1947 году родилась младшая, Любочка. моя мама. Бабушка её тайно отдать хотела своим бездетным коллегам. но не смогла родную кровь от груди оторвать.
Была ли Нина счастлива в семейной жизни? Думаю, да. Она обожала детей, всегда воспитывала их ровно. без криков и тем более битья. Кир Яковлевич. в молодости успевший поработать с Макаренко. всегда говорил. что в ней умерла комедийная актриса, зато она - прирождённый воспитатель.
Но трагедии с детьми убивали её здоровье и силы. Старший, Алеко. женился на Тамаре, девочке из бедной семьи. Она захотела лёгких денег и отправила опьянённого любовью мужа...не на севера. нет. Грабить садик! Даже побывала там, всё высмотрела и план ему нарисовала. Алеко ночью пошёл, связал старичка сторожа и вынес ковры и телевизоры. Тут же с другом на машине вывезли это добро в Адыгею и там выгодно продали. Короче, стал он вором- рецидивистом. Попал в тюрьму, там его урки и убили...Слишком интеллигентный был и не хотел под них подделываться!
После смерти сына у нестарой ещё Нины (лет за 50 ей было) начали мелко трястись голова и руки. Её в санаториях и иглоукалывание делали, и прижигание. Ничего не помогло.
Кир Яковлевич умер от астмы в 72 года. Перед смертью он взял её за руку и прошептал, глядя на неё полными слёз глазами:
Ниночка, скажи честно: любила ли ты меня хоть немножко?
Любила, конечно, иначе как бы я с тобой столько лет выдержала? - отшутилась она.
Муж умер успокоенным.
Потом вся её жизнь была посвящена детям и внукам. Жила она с младшей Любой, которую чуть не отдала после рождения. Когда ей было 70, родилась я. Меня она воспитала. как говорится. с пелёнок. Я обожала играть с ней в очко и домино. ходить на рынок и слушать рассказы о былом. Она была потрясающая! Маленькая. сухонькая, живая и обладающая неподражаемым юмором и жизнелюбием!
В 90 лет её настигла деменция. Маму она всегда помнила. а меня узнавала через 2 раза на третий.
Что это за мужик к нам пришёл? Выгони его! - ругалась она.
А это я в модном тогда пальто-шинели в дом вошла. А ростик у меня в папину породу - 175 см. По сравнению с миниатюрной бабушкой действительно- МУЖИК.
В это непростое время к нам приезжает средняя дочь Нины. Татьяна. У неё рак лёгких 4 степени. Бабушка её не узнаёт, а та. всегда ранимая. рыдает от отсутствия материнской любви.
Тётя Таня вскоре умерла. Я и мама тащили её в скорую, а когда привезли в больницу. её сердце уже не билось. Бабушка ходила мимо гроба, жалела "бедную женщину". И мы так радовались её угасшей практически памяти!
Прожила она 93 года. Если бы не сломала шейку бедра, может, и до 100 и больше была бы с нами.
Вот такая у Нины была жизнь. Тяжёлая, но и яркая, самоотверженная и полная Любви.