Сюжет пари с дьяволом является классическим для европейской литературы, что, впрочем, неудивительно – ведь это вполне себе библейский мотив, основа его лежит в книге Иова.
Говоря о самом известном произведении на эту тему, мы, конечно же, сразу вспомним бессмертную драму «Фауст», написанную гениальным И. Гете. Начинается трагедия со схожей сцены – к Всевышнему приходит Мефистофель, и они заключают новое пари, в центре которого оказывается алхимик Фауст.
Фауст: был или не был?
Иоганн Георг Фауст – личность историческая. Большинство историков сходятся во мнении, что наш герой – маг, алхимик и чародей, родился около 1480 года в Германии: в Книтлингене или же в Гельмштедте, может быть, Зиммерне, или и вовсе в Зальцведеле.
Известно, что в 1508 году он был учителем в Крейцнахе, другие источники уверяют, что в 1509 году – наш герой получил степень бакалавра по теологии в Гейдельбергском университете, а также изучал практическую магию в Краковском университете. В 1532 году он был изгнан из Нюрнберга, а также из Эрфурта и Ингольштадта.
Все сведения о Фаусте обрываются в 1539 году. В связи с тем, что данных после этой даты нет – считается, что чародей погиб в 1541 или 1542 годах во время алхимического эксперимента в гостинице в городе Штауфен-им-Брайсгау. Тело мага было обезображенным, и из-за появились слухи, что за его душой пришел сам Сатана.
«Я – легенда»
Стало быть, господин Фауст не был фантазией И.Гете, а если и был, то, по крайней мере, отчасти. Можно сказать, что алхимику Фаусту в какой-то степени удалось обрести бессмертие, воскреснув на страницах книг. И для его литературного двойника мир одной только книги, хоть и шедевра, оказался мал. И фаустианский сюжет начинает путешествие от книги к книге и от автора к автору.
Многократно переосмысленный, перерожденный не раз, пережитый по-новому, - он продолжает волновать умы людей, увлекая их в новое путешествие, полное испытаний и опасностей – а мотив все тот же: заклятая дружба с князем тьмы.
Предлагаем отправиться в увлекательное книжное путешествие с фаустианскими мотивами
1. Томас Манн «Доктор Фаустус»
Роман Манна был дописан в 1947 году. Здесь Манн размышляет о природе зла, о его способности сделать своим инструментом искусство, заставить служить своим тлетворным идеям лучшие умы эпохи.
«Доктор Фаустус» - вершина жанра интеллектуального романа. Это проза – симфония, здесь много отсылок к музыкальным произведениям, где музыка повсюду сопровождает читателя. История композитора Леверкюна, заключившего в бреду договор с дьяволом на 24 года, олицетворяет героя эпохи – отказавшегося от возможности любить во имя искусства. Сможет ли искусство без любви стать орудием добра, узнают те, кто решится прочитать это великолепное произведение.
2. Майкл Суэнвик «Джек-Фауст»
Майкл Суэнвик решил добавить традиционному фаустианскому сюжету глобальности. Здесь Фауст получает все знания о Вселенной и может создать технологии, предвосхищающие современность на несколько столетий. Но все ли благие намерения ведут к светлому будущему? Что выберет человечество: создание спасительной панацеи или, наоборот, стремительную гонку вооружений, способной стать причиной гибели?
Читателя ждут захватывающая динамика, интересный сюжет и вопросы, решить которые каждый человек должен внутри себя.
3. Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Дориан Грей – гедонист, эстет, романтик, юноша неземной красоты, портрет которого рисует художник Бэзил. Сначала наивный парень, затем, ничуть не изменившийся внешне, порочный человек, хранящий тайну вечной молодости.
Нельзя сказать, что здесь описан классический фаустианский сюжет, но все же – мистическая атмосфера романа, испытание души и философские поиски делают роман достойным вашего внимания.
4. Мария Корелли «Скорбь Сатаны»
Молодой и, возможно, талантливый писатель Джеффри Темпест страдает от бедности. Он вынужден сводить концы с концами до тех пор, пока силой провидения не получает наследство, в то же время он встречает загадочного аристократа Лючио Риманца, готового стать его другом и компаньоном. Но почему же образ этого аристократа так величав и таинственен?
Мария Корелли по-новому переосмысляет отношения между человеком и дьяволом, иначе понимая роль последнего в нашего мира.
5. Валерий Брюсов «Огненный ангел»
Мистическая повесть, в которой действительность расплывается: и в, казалось бы, обычный мир проникает какая-то запредельная сила: запретная, ведьмовская, темная или же, напротив, божественная?
В самом начале Валерий Брюсов представил рукопись повести, как мистификации. – будто бы он лишь выступил переводчиком подлинной рукописи XVI века. Что в целом соответствует таинственному духу «Огненного ангела». Кстати, здесь мы можем встретиться и полюбившуюся нам парочку: Фауста и Мефистофелеса.
6. Джордж Байрон «Каин»
Поэму Байрона «Каин» можно назвать философской, если посмотреть шире, то, в какой-то степени и Каин может быть прообразом того самого ищущего истины Фауста. «Познать и погибнуть или не знать и спастись» - вот главный вопрос поэмы.
«Каин» - произведение, воплотившее в себе дух романтизма!
Читайте с удовольствием с Самарской областной универсальной научной библиотекой!