Найти в Дзене

29 ЯНВАРЯ. ПЕТР - СЕННЫЕ ТОРГИ

Поговорка такова: «Коли есть метла да костра, то будет хлеб до Петра, а синец да звонец доведут хлебу конец».

Примечали, «если на Петра, как вериги, трутся крыги (льдины), то ледоход будет ранним». Рыбаки, опираясь на эту примету, ездили к рыбацкому промыслу.

Крестьяне в лютую пору порой обмолвливались: «Ближняя соломка - лучше дальнего сенца». Но если стог вывозился с поля, то непременно сам хозяин, а порой и хозяйка обходили стог по уже открытому одонку. Смотрели, осталось ли вдосталь сытого семени в одонках – птицам?

Одонок - это сухие ветки, травяная труха, семена цветов и трав, это особые знаки птицам - не покидать родного угодья, что с вывозом копенок, скирд, стогов будут открываться настоящие кормушки, полные сочного корма. Ведь не только о своем птичьем хозяйстве были думы у крестьян, но и пернатых друзьях. В своих душах несли наши предки добро к окружающему миру:

«Благословенна всякая птица -

рябушка, копала и тетеря,

и серая утица, и косачуха -

во лукоморье,

на своей милой тропе,

на своей заводи,

на своей путине,

на своем ухожье».

С высоты безлистых деревьев к этому времени и сами птицы ждали, когда потянутся тропы от деревни по снегам, когда санные полозья заскрипят.

Надо сказать, что сено сену было рознь. Пойменное, заливное сено – оно сытное. Оно пахло весной. Когда вода в речном мелководье сходила, трава поднималась тучная, богатая вешними соками, налитая тягучей сладостью. Косили ее, когда солнце истово разгоралось. Эта трава сохла долго, ее надо было часто переворачивать, «шевелить» поперек ветра.

Луговое сено – иное. Оно – мурава. Нежное. В нем красовались и колокольчики, и ромашки, и зорька луговая, и сладкая кашка.

Боровое сено - оно от хвойных прилесков. От силы красных лесов. Хрящеватое, сухое. Можжевельник, брусничный лист, вереск в перемесь с хвощем, с листьями земляники. А бывало, ни того, ни другого сена, и впрямь – одна метла да костра! – вот и весь сенокосный дар!

Но говорили так крестьяне: «Нет сенца, так не прогневайся соломке!» А «есть сено, так есть и хлеб!»

С этого дня начинались Петровские сенные торги. От деревни к деревне тянулись обозы. Сенники скупали сено. Крестьянам, у которых были излишки, оставались не в накладе.

Молва о том, что сенники едут, облетала округу. Ребятишкам – веселье. Покататься на больших дровнях или обшевнях – не затея ли!