Законодательство о контрактной системе продолжает стремительно совершенствоваться: 16 апреля 2022 г. были приняты два законопроекта, которые коснулись множества важнейших положений Закона № 44-ФЗ. Чтобы нашим читателям было легче разобраться в поправках и сроках их вступления в силу, Константин Раев и Олег Гурин подготовили «Обзор изменений, внесенных в Закон № 44-ФЗ в апреле 2022 года».
В апреле 2022 года были приняты два федеральных закона, которые в очередной раз изменили правила игры в контрактной системе:
· Федеральный закон от 16.04.2022 № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 104-ФЗ);
· Федеральный закон от 16.04.2022 № 109-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“ и статью 45 Федерального закона „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“» (далее — Закон № 109-ФЗ).
Попробуем разобраться, что именно и с какого момента изменяется.
Изменения, вступившие в силу с 16 апреля 2022 года
Закупки товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан
С 16 апреля 2022 г. был расширен перечень товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан[1]. Теперь он включает в себя поставку следующих товаров[2]:
· продовольствия;
· средств, необходимых для оказания скорой, в т. ч. скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме,
· лекарственных средств;
· медицинских изделий;
· технических средств реабилитации;
· топлива.
Если отсутствие таких товаров приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения, заказчик вправе произвести их закупку запросом котировок в электронной форме без ограничений по НМЦК и по доле от совокупного годового объема закупок (далее — СГОЗ), которые действуют в общем случае (НМЦК не более 3 млн руб., объем закупок запросом котировок не более 20 % СГОЗ или 100 млн руб. в отношении заказчика, СГОЗ которого в прошедшем календарном году составил менее 500 млн руб.).
До 16 апреля 2022 г. заказчики могли проводить «безлимитные» запросы котировок на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, только в особых случаях:
· если контрольным органом в сфере закупок выдано предписание об устранении нарушения законодательства РФ или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, предусматривающее в т. ч. отмену протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
· если арбитражным судом вынесено определение об обеспечении иска, поданного заказчиком в связи с неисполнением ранее заключенного контракта;
· если ранее заключенный контракт на поставку таких товаров был расторгнут.
При этом срок исполнения контракта не мог выходить за пределы срока, необходимого для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) таких товаров, а количество закупаемых товаров не должно было превышать количество товаров, необходимых в течение такого срока.
С 16 апреля 2022 г. вышеуказанные ограничения отменены: заказчик имеет право на «безлимитный» запрос котировок в любой ситуации, когда отсутствие вышеперечисленных товаров приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения.
К числу несомненных достоинств такого запроса котировок относится тот факт, что в этом случае заказчику не потребуется согласовывать с контрольным органом заключение контракта по результатам несостоявшейся закупки[3], т. к. в силу п. 4 ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ такое согласование необходимо только в случае признания несостоявшимися конкурса или аукциона, если НМЦК превышает предельный размер, определенный постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 № 961.
Порядок определения и обоснования НМЦК, ЦКЕП
Ст. 22 Закона № 44-ФЗ была дополнена ч. 18.1, согласно которой определение и обоснование НМЦК, ЦКЕП с использованием иностранной валюты по общему правилу не допускается. Исключение — случай, когда заказчик осуществляет свою деятельность на территории иностранного государства.
Кроме того, информация о котировках на иностранных биржах более не упоминается в числе возможных источников общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг[4].
Особые условия для заказчиков, попавших под иностранные санкции
Перечень заказчиков, попавших под действие иностранных санкций и ограничений, будет вести Правительство РФ. Для таких заказчиков Законом № 44-ФЗ предусматриваются:
· право на закрытые закупки[5];
· освобождение от обязанности составлять отчет об объеме закупок у СМП, СОНКО[6].
Срок оплаты результатов исполнения контракта
Какой срок оплаты в каких случаях устанавливается, зависит от того, относится ли заказчик к федеральным органам исполнительной власти, автономным и бюджетным учреждениям, созданным Российской Федерацией. Разберем эти случаи по отдельности.
1. Заказчик НЕ относится к федеральным органам исполнительной власти, автономным и бюджетным учреждениям, созданным Российской Федерацией.
Таблица 1
Можно подытожить отличия между тремя периодами (до 30 апреля, с 1 мая по 30 июня и с 1 июля 2022 г.) следующим образом:
1) правила, которые будут действовать в период с 1 мая по 30 июня 2022 г., отличаются от действовавших ранее в части установления особого срока оплаты для случая, когда документ о приемке оформляется без использования ЕИС (не более 10 рабочих дней);
2) правила, которые вступят в силу с 1 июля 2022 г., будут отличаться от действовавших до этого по двум параметрам:
· срок оплаты «не более 7 рабочих дней» станет сроком «по умолчанию», и не будет иметь никакого значения, предоставлялись ли при осуществлении закупки преимущества для СМП, СОНКО;
· появится еще один случай, когда устанавливается срок оплаты «не более 10 рабочих дней»: необходимость казначейского сопровождения контракта (полностью либо в части выплаты аванса).
2. Заказчик относится к федеральным органам исполнительной власти, автономным и бюджетным учреждениям, созданным Российской Федерацией.
Таблица 2
Независимо от категории заказчика, возможны и иные сроки оплаты, если:
· иной срок оплаты установлен законодательством РФ[21];
· Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты[22].
Требования к содержанию извещения о закупке
После вступления в силу «второго оптимизационного пакета» многие специалисты в сфере закупок обратили внимание на тот факт, что извещение не предусматривает отражения в нем требований к участникам закупок, предусмотренных п. 3–5, 7–11 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ. При этом участникам закупки нужно было декларировать свое соответствие указанным требованиям!
С 16 апреля 2022 г. этой особенности больше не существует. Теперь при формировании извещения заказчики должны требовать от участников закупки соответствия всей ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (а не только п. 1 указанной части, как было раньше)[23].
Также с указанного момента подлежит отражению в извещении о закупке информация о казначейском сопровождении (если в соответствии с законодательством РФ расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению)[24].
Информацию о валюте, используемой для определения и обоснования НМЦК и для оплаты контракта, а также порядок применения официального курса иностранной валюты к российскому рублю, используемого при оплате контракта, должны будут указывать только заказчики, которые осуществляют свою деятельность на территории иностранного государства[25].
Порядок осуществления конкурентных процедур
1. Изменили требования к содержанию второй части заявки на участие в электронном конкурсе в ситуации, когда в извещении о закупке не устанавливались критерии «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ» и «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»[26]. Теперь в рассматриваемом случае от участников электронного конкурса потребуется включать во вторую часть заявки:
· характеристики предлагаемого к поставке товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ;
· товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
2. Увеличили срок, в течение которого заказчик должен направлен победителю электронного запроса котировок проект контракта. Теперь заказчик должен сделать это в течение одного рабочего дня, следующего за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)[27]. Раньше на это отводилось всего три часа.
Порядок одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта
Теперь заказчику нужно будет отправлять в антимонопольный орган обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП в срок не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом[28]. Раньше данное действие требовалось выполнить непосредственно в день вступления в силу соответствующего решения.
Порядок ведения реестра контрактов
Чем дальше продвигается совершенствование контрактной системы, тем запутаннее становятся сроки направления информации и документов в реестр контрактов, установленные в ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ. Закон № 104-ФЗ внес свою лепту в усложнение этой нормы: теперь «информация о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта с приложением документа о приемке»[29] по общему правилу должна направляться для включения в реестр контрактов не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем подписания документа о приемке.
Если же документ о приемке подписан с использованием ЕИС, то такой документ (со всей содержащейся в нем и подлежащей включению в реестр контрактов информацией) направляется для включения в реестр контрактов в день его подписания[30].
Федеральному казначейству тоже сократили срок для проверки и размещения в ЕИС представленных документов о приемке: он теперь составляет не 3, а 2 рабочих дня[31]. Причем не имеет значения, использовалась ЕИС для формирования и подписания документа о приемке или нет.
Порядок обжалования действий (бездействия) заказчиков
До 16 апреля 2022 г. обратиться в контрольный орган с жалобой на действия/бездействие заказчика, совершенные при заключении контракта, мог только участник закупки, с которым заключается контракт. Представляется логичным, что такое право теперь предоставлено и участнику закупки, который был признан уклонившимся от заключения контракта[32].
Важные временные нормы, касающиеся «строительства под ключ»
Раньше ч. 55 ст. 112 Закона № 44-ФЗ устанавливала, что Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации вправе утвердить перечни объектов капитального строительства в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные ч. 56–63 ст. 112 Закона № 44-ФЗ. С 16 апреля 2022 г. эта норма утратила силу. Теперь в ч. 56 ст. 112 Закона № 44-ФЗ сказано просто: до 1 января 2024 г. предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и/или выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и/или капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Кроме того, ст. 112 Закона № 44-ФЗ была дополнена ч. 63.1, которая устанавливает до 1 января 2024 г. возможность закупки оборудования, необходимого для эксплуатации объекта капитального строительства, наряду с выполнением работ по строительству, реконструкции и/или капитальному ремонту такого объекта (разумеется, если проектной документацией предусмотрено подобное оборудование). В этом случае в контракте должны быть указаны раздельно:
1) стоимость работ по строительству, реконструкции и/или капитальному ремонту объекта капитального строительства;
2) стоимость поставки предусмотренного проектной документацией объекта капитального строительства оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта капитального строительства.
Право освобождать участников от обеспечительных обязательств в 2022 году
Ст. 112 Закона № 44-ФЗ дополнена ч. 64.1, которая наделяет заказчика правом до конца 2022 г. не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (если она предусмотрена) и проекте контракта. Норма не применяется, если контрактом предусмотрена выплата аванса, при этом расчеты в части аванса не подлежат казначейскому сопровождению.
Оптимизация «второго оптимизационного пакета»
Изменениям подверглись не только нормы Закона № 44-ФЗ как такового, но и положения Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 360-ФЗ), известного среди специалистов в сфере закупок как «второй оптимизационный пакет». По большей части изменения заключаются в сдвиге на более поздние даты сроков вступления в силу отсроченных преобразований, который нес с собой Закон № 360-ФЗ, но есть и важные сущностные правки.
1. Изначально Закон № 360-ФЗ предусматривал, что с 1 апреля 2023 г. станет возможным заключение контракта с использованием ЕИС в случаях, предусмотренных п. 2, 6 и 17 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Теперь же планируется, что такая возможность появится лишь с 1 июля 2023 г., зато в гораздо большем числе случаев закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно по п. 1–3, 5.2, 6–22, 26, 28–41, 45, 47–61 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
При этом если в указанных случаях речь идет о допустимости заключения контрактов с использованием ЕИС, то в остальных случаях закупки у единственного поставщика (за исключением случаев, указанных в п. 4, 5, 23–25, 42, 44 и 46[33] ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), заключение контракта с использованием ЕИС будет безальтернативным.
При включении в реестр контрактов информации и документов о контракте, заключенном с использованием ЕИС, а также при исполнении такого контракта будут применяться положения Закона № 44-ФЗ, касающиеся контракта, заключенного по результатам проведения электронной процедуры.
2. Первоначально Законом № 360-ФЗ предусматривалось, что заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по итогам «безрезультатной» конкурентной процедуры (когда заявок вообще не было либо ни одна из поданных заявок не «дошла до финиша») в соответствии с п. 24 и 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ будет осуществляться с использованием ЕИС с 1 апреля 2023 г. Теперь появление этой опции сдвинуто на 1 июля 2023 г.
3. Законом № 360-ФЗ предусматривалось, что до 1 октября 2022 г. заказчики будут включать в проект контракта ряд сведений об участнике закупке, информацию о цене каждого отдельного этапа исполнения контракта (если контракт заключается по твердой цене), цене единицы товара, работы, услуги (в случае проведения «закупки без объема») без использования ЕИС (ч. 7 ст. 9 Закона № 360-ФЗ). Затем до 1 апреля 2023 г. должен был наступить «тестовый период», когда формирование проекта контракта с использованием ЕИС уже стало бы возможным, но еще не превратилось бы в обязанность заказчика (ч. 8 ст. 9 Закона № 360-ФЗ).
Законом № 104-ФЗ эти сроки продлили до 1 апреля и до 1 июля 2023 г. соответственно.
4. Первоначально Закон № 360-ФЗ устанавливал, что в отношении закупок, извещения о которых размещены в ЕИС[34] с 1 января 2022 г. до 1 апреля 2023 г., не применяются:
· положения ч. 2и 4 ст. 51Закона № 44-ФЗ, касающиеся неразмещения информации и документов на официальном сайте;
· положения ч. 3 ст. 103Закона № 44-ФЗ, касающиеся направления контракта в реестр контрактов с использованием ЕИС.
Законом № 104-ФЗ этот период продлен до 1 июля 2023 г.
5. Подписывать соглашения об изменении[35] и соглашения о расторжении контракта[36] с использованием ЕИС заказчики смогут не с 1 июля 2023 г., как планировалось изначально, а с 1 января 2024 г. Кроме того, ст. 8 Закона № 360-ФЗ дополнили ч. 13, устанавливающей запрет на использование вышеуказанного функционала в отношении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2024 г.
6. Субъекты РФ лишатся права определять своими законодательными актами хозяйствующих субъектов, наделенных исключительными полномочиями для выполнения работ или оказания услуг по п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не с 1 апреля, а с 1 июля 2023 г.
Изменения, внесенные в изменения, которые были внесены в марте 2022 года
Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 46-ФЗ)[37] был подготовлен и принят в феноменально сжатые сроки, поэтому неудивительно, что в первый же месяц его действия в него четырежды вносились изменения. Рассмотрим те из них, которые касаются порядка осуществления закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ.
1. Высшие органы государственной власти субъекта РФ наделены правом устанавливать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и/или муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в дополнение к основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не только в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта РФ, но и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории[38].
2. При планировании закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по дополнительным основаниям, предусмотренным в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 15 Закона № 46-ФЗ, а также при исполнении контрактов, заключенных при осуществлении таких закупок, применяются положения Закона № 44-ФЗ, касающиеся закупок по п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Информация о таких контрактах включается в реестр контрактов на общих основаниях, если только актом, который устанавливает дополнительное основание для закупки, не определено, что такая информация подлежит размещению в закрытом реестре контрактов, не размещаемом на официальном сайте ЕИС.
3. Также определено, что при исполнении контрактов, заключенных в соответствии с п. 5.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ либо по основаниям, предусмотренным ч. 1 и 2 ст. 15 Закона № 46-ФЗ, применяются положения ч. 13 и 14 ст. 94 Закона № 44-ФЗ (об электронном актировании и электронной претензионной работе).
Изменения, вступающие в силу с 1 июля 2022 года
1. Уточняются требования к содержанию независимой гарантии, выдаваемой для целей применения Закона № 44-ФЗ.
Например, в настоящее время независимая гарантия должна содержать «обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 % денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки»[39]. С 1 июля 2022 г. формулировка станет иной: «обязанность гаранта в случае просрочки исполнения обязательств по независимой гарантии, требование об уплате денежной суммы по которой соответствует условиям такой независимой гарантии и предъявлено заказчиком до окончания срока ее действия, за каждый день просрочки уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 % денежной суммы, подлежащей уплате по такой независимой гарантии»[40].
Новая формулировка будет способствовать искоренению порочной практики включения банками в гарантию условия о том, что требование об уплате денежной суммы по ней должно быть получено гарантом до окончания срока действия гарантии[41].
Кроме того, канет в Лету невнятная формулировка ч. 3 ст. 45 Закона № 44-ФЗ «о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных ГК РФ» (за весь период действия Закона № 44-ФЗ ни мало кому из заказчиков удалось реализовать пресловутое «право на бесспорное списание»). Новая редакция рассматриваемой нормы будет предусматривать включение в независимую гарантию условия об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных ГК РФ оснований для отказа в удовлетворении этого требования.
2. Предусматривается установление типовой формы независимой гарантии, используемой для целей Закона № 44-ФЗ (по всей видимости, после 1 июля 2022 г. соответствующие изменения будут внесены в постановление Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005)[42].
Это давно назревший шаг, и авторы горячо его приветствуют. Если типовая форма независимой гарантии окажется удачной, это позволит свести к минимуму (а то и к нулю) многочисленные споры, связанные с отказами заказчиков от принятия гарантий, предоставляемых участниками закупок в качестве обеспечения заявок и обеспечения исполнения контрактов[43].
3. В ст. 95 Закона № 44-ФЗ вводится ч. 22.2, в силу которой заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, должен будет направить в антимонопольный орган обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП.
4. Законом № 104-ФЗ вносятся изменения в ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, которые несколько упростят поставщикам (подрядчикам, исполнителям) попадание в РНП. Если сейчас туда включают информацию «о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов», то с 1 июля 2022 г. — «о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами».
5. Будут упорядочены сроки, в течение которых заказчик либо уполномоченный орган должны обратиться в контрольный орган с заявлением о включении участника закупки или поставщика (подрядчика, исполнителя) в РНП[44].
Таблица 3
Изменения, вступающие в силу с 1 января 2023 г.
1. Сейчас офшорная компания определяется в п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ как «юридическое лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и/или не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц»[49]. С 1 января 2023 г. Закон № 44-ФЗ будет ссылаться на иной перечень, а именно на перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в РФ, который утверждается в соответствии с п. 15 ст. 241 БК РФ.
2. Сейчас п. 4 ч. 1 ст. 25 Закона № 44-ФЗ предусматривает, что по результатам проведения совместного конкурса или аукциона контракт заключается каждой стороной соглашения о проведении совместных торгов. С 1 января 2023 г. в указанной норме появится уточнение, что в случае, когда стороной соглашения является уполномоченный орган, осуществляющий исключительно полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчика, контракт по результатам проведения совместного конкурса или аукциона заключается таким заказчиком.
3. Предположим, вместо обеспечения исполнения контракта в полуторакратном размере «демпинговавший» участник закупки при заключении контракта предоставит «стандартное» обеспечение исполнения контракта и информацию о своей добросовестности, а эта информация окажется недостоверной. Кто должен проверять такую информацию на достоверность?
Сейчас ч. 5 ст. 37 Закона № 44-ФЗ относит данное действие к полномочиям комиссии по осуществлению закупок, что не вполне логично (после того как заявки участников закупки рассмотрены и итоги закупки подведены, полномочия комиссии, в общем-то, исчерпаны). С 1 января 2023 г. признание указанной информации недостоверной (а участника закупки — уклонившимся от заключения контракта) будет отнесено к компетенции заказчика.
4. Что произойдет, если в течение одного календарного квартала заявки участника закупки, поданные на одной и той же электронной площадке, будут трижды отклонены по причине их несоответствия требованиям извещения о закупке? Ответ зависит от того, каким способом было предоставлено обеспечение отклоненной заявки.
Если сумма обеспечения заявки блокировалась на спецсчете участника закупки, то через 30 дней со дня публикации протокола рассмотрения заявок оператор информирует о случившемся банк, в котором открыт спецсчет участника, и банк производит перечисление суммы обеспечения заявки в бюджет (п. 1 ч. 14 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).
Если обеспечение заявки предоставлялось в виде независимой гарантии, то через 30 дней со дня публикации протокола рассмотрения заявок оператор информирует о случившемся заказчика, которому «посчастливилось» стать «третьим отклонителем», и тот должен будет в срок не позднее трех рабочих дней предъявить требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии (п. 1 ч. 15 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).
С 1 января 2023 г. оператор электронной площадки должен будет направлять вышеуказанную информацию в банк либо заказчику не через 30, а через 15 рабочих дней.
5. Вступит в силу ряд норм, касающихся случая, когда торги пробивают «нулевую отметку» и продолжаются за право заключения контракта.
Подача участником закупки ценового предложения, предусматривающего снижение цены контракта либо суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае «закупки без объема») ниже нуля, будет означать подачу предложения о размере платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта и указываемой в качестве цены контракта[50]. Сейчас это предполагается, но прямо не проговаривается.
Кроме того, сейчас подп. «г» п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона № 44-ФЗ запрещает подачу предложения о размере платы за заключение контракта, превышающей 100 млн руб. Но какая, собственно, польза от такого лимита? По-видимому, законодатель тоже задался этим вопросом, приняв решение о его упразднении.
6. Появится новое основание для закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), п. 61 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Данный пункт позволит заключать контракты на оказание услуг по подготовке космонавтов, по организации и обеспечению запусков космических аппаратов и управлению ими в полете, по созданию (разработке, изготовлению и испытанию) космической техники.
***
Авторы надеются, что представленный обзор изменений в Законе № 44-ФЗ позволит специалистам в сфере закупок сократить трудозатраты на адаптацию к стремительно меняющейся реальности.
Опубликовано в журнале ПРОГОСЗАКАЗ.РФ, 2022. № 5.
[1] См. п. 8.3 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 104-ФЗ.
[2] Новые позиции отмечены курсивом.
[3] Независимо от того, идет ли речь о заключении контракта с единственным участником запроса котировок или же контракт заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по результатам закупки, на участие в которой не было подано ни одной заявки (либо все поданные заявки были отклонены).
[4] См. п. 3 ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 104-ФЗ.
[5] Соответствующее изменение было внесено в п. 5 ч. 11 ст. 24 Закона № 44-ФЗ.
[6] См. ч. 4 ст. 30 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 104-ФЗ.
[7] Срок установлен ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. Исключения, предусмотренные ч. 11, 12 ст. 6 Закона № 44-ФЗ, на него не распространяются.
[8] Срок установлен ч. 8 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, которая утрачивает силу с 1 мая 2022 г.
[9] Срок установлен ч. 12 ст. 6 Закона № 104-ФЗ.
[10] Срок установлен п. 3 ч. 12 ст. 6 Закона № 104-ФЗ.
[11] П. 2 ч. 12 ст. 6 Закона № 104-ФЗ.
[12] Ч. 11 ст. 6 Закона № 104-ФЗ.
[13] П. 2 ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 104-ФЗ.
[14] П. 3 ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 104-ФЗ.
[15] Если читать ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 104-ФЗ дословно, то она устанавливает сроки оплаты по контрактам лишь для случаев, когда в ЕИС размещено извещение о закупке либо направлены приглашения принять участие в закупке (т. е. только для случаев, когда контракт заключается по результатам конкурентной процедуры). Чтобы обойти эту трудность, предлагаем считать закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) случаем, когда «оформление документа о приемке осуществляется без использования ЕИС».
[16] Срок установлен ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 104-ФЗ.
[17] Срок установлен ч. 8 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, которая утрачивает силу с 1 мая 2022 г.
[18] Ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 104-ФЗ.
[19] П. 2 ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 104-ФЗ.
[20] П. 3 ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 104-ФЗ.
[21] П. 1 ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 104-ФЗ. Например, по Закону об ОСАГО страховой полис оформляется после оплаты страховой премии.
[22] П. 4 ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 104-ФЗ. Правительство РФ до настоящего времени указанным правом не воспользовалось.
[23] См. п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 104-ФЗ.
[24] Соответствующие изменения были внесены в п. 18 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ, который ранее предусматривал отражение исключительно информации о банковском сопровождении контракта.
[25] См. п. 2 ч. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 104-ФЗ.
[26] См. п. 1 ч. 19 ст. 48 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 104-ФЗ.
[27] См. п. 1 ч. 6 ст. 50 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 104-ФЗ.
[28] См. ч. 16 ст. 95 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 104-ФЗ.
[29] П. 13 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ.
[30] См. последнее предложение ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 104-ФЗ.
[31] См. ч. 4 ст. 103 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 104-ФЗ.
[32] См. п. 4 ч. 2 ст. 105 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 104-ФЗ.
[33] В части контрактов, заключаемых с физическими лицами.
[34] А в случае проведения закрытых конкурентных процедур — приглашения принять участие в которых направлены в указанный период.
[35] Соответствующая возможность предусматривается ч. 1.7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, вводимой Законом № 360-ФЗ.
[36] Соответствующая возможность предусматривается ч. 8.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, вводимой Законом № 360-ФЗ.
[37] Основные положения данного закона рассматривались в предыдущем выпуске журнала ПРОГОСЗАКАЗ.РФ в статье Г. Александрова «Медицинские закупки. Новая реальность».
[38] См. ч. 2 ст. 15 Закона № 46-ФЗ в ред. Закона № 104-ФЗ.
[39] П. 3 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ.
[40] В ред. Закона № 109-ФЗ.
[41] О распространенности данной практики свидетельствует большое количеств решений контрольных органов, в которых наличие данного положения признавалось основанием для отказа в принятии гарантии заказчиком: см. решения Московского УФАС России от 01.04.2021 по делу № 077/06/106-5265/2021 (изв. № 0373200597221000015), от 12.03.2021 № 040/06/45-230/2019 (изв. № 0273100000621000001), Санкт-Петербургского УФАС России от 15.12.2020 по делу № 44-6626/20 (изв. № 0372200268520000007), Краснодарского УФАС от 24.04.2020 по делу № 023/06/69-2004/2020 (изв. № 0818600006120000011), Новгородского УФАС России от 27.07.2020 № 053/06/45-381/2020 (изв. № 0336100012520000057), Мордовского УФАС от 05.02.2021 № 013/06/45-31/2021 (изв. № 0309300012320000179) и мн. др.
[42] См. ч. 8.2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 109-ФЗ.
[43] Подробнее о таких спорах см.: Раев К. В., Гурин О. Ю. Требование о платеже по банковской гарантии: анализ правоприменительной практики // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2021, № 6; Блинцов Д. В. О некоторых проблемах обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2021, № 7; Гурин О. Ю. Банковская гарантия как форма обеспечения исполнения контракта // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2018, № 3.
[44] См. ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 104-ФЗ.
[45] Подп. «б» п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона № 44-ФЗ.
[46] Подп. «в» п. 4 ч. 14 ст. 73 Закона № 44-ФЗ.
[47] Ч. 16 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.
[48] Ч. 22.2 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (вступает в силу с 1 июля 2022 г.).
[49] Утв. приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н.
[50] Соответствующие дополнения будут внесены в ч. 8 ст. 48 Закона № 44-ФЗ.