Киев старательно делает из УПЦ врага украинского общества, пишет The American Conservative. Это возвращение к той позорной эпохе, когда государство в центре Европы намеревается устроить гонения на религию собственного народа, отмечает автор.
УПЦ выступила против российской военной операции и поддержала борьбу Украины. Так почему же власти называют ее священников российскими агентами?
2 января православный храм в украинской Виннице был забрызган кровью. Утром в церковь ворвался какой-то человек, перевернувший распятие, сломавший несколько икон, швырнувший на пол хоругви, а после всего этого раскромсавший священнику горло бритвой. За несколько дней до этого в городе Черноморске прихожане православной церкви лишь в последний момент разоружили мужчину, который намеревался ударить священника ножом. А в селе Чечельник человек в камуфляже прямо на улице жестоко избил священника, сломав ему нос и выкрикивая ругательства.
Во всем этом есть своя предыстория. Комики стендапа из киностудии "Квартал 95", соучредителем которой является президент Владимир Зеленский, недавно выпустили видео, в котором они непристойно оскорбляют православных священников, открыто желая им смерти. Данное видео — пародия на новости в стиле сатирической программы The Daily Show. Актеры высмеивают церковь, а ее священников называют российскими агентами. Многие эксперты видят прямую связь между призывами комиков и недавним насилием.
Объектом всех этих нападок является Украинская православная церковь, которая ранее была едина с Московским патриархатом, но уже более 30 лет имеет независимый и самостоятельный статус.
Религиозная ситуация в современной Украине сложная. Эта страна с 988 года считается православной. В том году эту землю, которой правила Киевская Русь, крестили епископы из Константинополя. Русская православная церковь берет свое начало в Киеве. У первых митрополитов этой церкви там находился престол, и лишь спустя несколько столетий он был переведен в Москву. Только в 1686 году греческий патриарх передал подчиненную в то время церкви Константинополя киевскую митрополию русской церкви.
Во времена СССР православная церковь в Киеве была почти полностью уничтожена, но после падения советского режима ее возродили. В 1990 году Русская православная церковь предоставила своим украинским епископам полную административную самостоятельность, и церковь там стала называться Украинской православной церковью. Многие по привычке продолжают называть ее "Московским патриархатом", но в плане управления это совершенно независимая структура. Украинская православная церковь выбирает своего предстоятеля и епископов самостоятельно, не советуясь с Москвой. В ее официальном названии нет слов "Московский патриархат".
С образованием в 1991 году независимой Украины и с активизацией украинского национализма православие в стране было ввергнуто в хаос. Митрополит Филарет, руководивший Украинской православной церковью, с помощью новых украинских властей порвал с Москвой и создал новую церковную структуру, назвав ее Украинской православной церковью Киевского патриархата (УПЦ КП). Ряд священников создали другую структуру под названием Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).
Остальной мир православия не признал эти структуры. В православной церкви действуют очень строгие правила под названием каноны. За духовные преступления Филарета в 1992 году лишили священного сана и права совершать церковные таинства. Хотя Филарет продолжал проводить обряды рукоположения, крещения и венчания, эти церковные таинства были недействительны.
Но епископы, как и все люди, живут в современном мире, и на них оказывается влияние извне. Именно это случилось с главой Константинопольского патриархата Варфоломеем.
В 2018 году мультимиллионер и тогдашний президент Украины Петр Порошенко отправился в Стамбул к патриарху Варфоломею и попросил у него документ о легализации (томос) непризнанных украинских церквей УПЦ КП и УАПЦ. В то время на УПЦ оказывалось давление с тем, чтобы она присоединилась к этим раскольническим структурам.
Причина такой активности Порошенко довольно проста. Он готовился к президентским выборам 2019 года, и его программа была основана на трех словах: армия, язык, вера.
Поэтому в конце 2018 года Варфоломей отменил указ от 1686 года о передаче киевской митрополии Русской православной церкви. Он восстановил Филарета в духовном звании и задним числом признал все обряды, совершенные этим преданным анафеме митрополитом. Две церкви объединились под названием Православная церковь Украины (ПЦУ), а приверженец Филарета Епифаний был избран ее главой. Порошенко председательствовал на этом объединительном соборе подобно императору Константину.
В то время УПЦ была в два раза больше ПЦУ. Миллионы украинцев по всей стране называют себя прихожанами УПЦ. Но это не волновало ни Варфоломея, ни Порошенко. Последний начал кампанию в СМИ, которые называли УПЦ "московской церковью", а ПЦУ "украинской", хотя и там, и там состоят только украинцы. Власти организовали "переход" церковных приходов из УПЦ в ПЦУ. На эти мероприятия по переходу приглашали всех – католиков, протестантов, атеистов, хотя по закону правом голоса обладают только члены православного прихода. В 2019 году в новостях было полно фотографий и видео, на которых двери храмов открывали с помощью лома или болгарки.
Если вам кажется, что США стояли в стороне, пока происходили эти события, вы ошибаетесь. Госдепартамент и политики из обеих партий проводили работу по популяризации новой церкви. За два месяца до создания ПЦУ в 2018 году Филарет и Епифаний встретились в США с Джо Байденом, который выразил благодарность за их работу. Посол Госдепартамента по вопросам религиозной свободы Сэмюэл Браунбэк (Samuel Brownback), госсекретарь Майк Помпео и спецпредставитель по Украине Курт Волкер заявили о своей поддержке этого проекта.
Сразу после своего создания ПЦУ получила первые официальные поздравления от Госдепартамента и американского посольства. В то же время посол Браунбэк и американский посол в Греции Джеффри Пайетт (Geoffrey R. Pyatt), который с 2013 по 2016 годы был послом на Украине, посетили гору Афон и предстоятелей церкви, призвав их признать ПЦУ. Посол Волкер и госсекретарь Помпео неоднократно встречались с Епифанием. Все факты указывают на то, что ПЦУ была составной частью американской политики на Украине.
Но эта политика едва не провалилась, когда комик Владимир Зеленский на выборах 2019 года неожиданно стал президентом. Он сразу заявил, что не намерен вмешиваться в дела церквей. Во время своей кампании на предвыборных дебатах он высмеивал деятельность Порошенко и сделал вид, что перепутал слова "томос" и "термос".
Какое-то время казалось, что захват храмов УПЦ вот-вот закончится. Церковный конфликт на Украине был заморожен, и там возникло хрупкое равновесие. Но все изменила российская военная операция на Украине и та поддержка, которую ей выразило руководство Русской православной церкви в Москве. Захват церквей УПЦ возобновился, причем этим занимались радикалы без участия центрального правительства. И это было лишь затишье перед бурей.
Первые шесть месяцев вооруженного конфликта Зеленский и прочие украинские руководители подчеркивали, что УПЦ – это украинская церковь, полностью вставшая на сторону своего народа. Но в конце 2022 года все резко изменилось. Центральные власти начали репрессии против УПЦ, в сравнении с которыми методы Порошенко кажутся детскими играми.
Сотрудники Службы безопасности Украины проводили обыски в соборах и монастырях. Они докладывали, что находили там доказательства сотрудничества епископов и священников УПЦ с врагом. Их заявления часто были просто смехотворны. Сотрудники СБУ выставляли напоказ фотографии детских библий, молитвенников, старых богослужебных книг, архивных газет и журналов, где были слова "русский", а также рождественские и пасхальные проповеди патриарха РПЦ. В тех случаях, когда агенты ничего не могли найти, они сами подбрасывали компромат.
Например, спецслужбы подбросили "вражеские" листовки в храм села Глинск Ровненской области, когда настоятель занимался покупкой машин для украинской армии на собранные прихожанами деньги. "Мне позвонил староста, сказавший, что его не пускают в храм. Люди из СБУ обыскали церковь, а потом вызвали старосту и подвели его к шкафу, вынув оттуда две пачки листовок, которые они сами туда положили, так как в нашем храме не может быть открыток с таким содержанием", — рассказал нам приходской священник Василий Начев.
Настоящие детали этих обысков практически неизвестны украинцам. Все средства массовой информации сообщают, что спецслужбы находят много доказательств сотрудничества церквей УПЦ с врагом. Таким образом, из УПЦ старательно делают врага украинского общества, о последствиях чего мы написали выше.
Журналист Fox News Такер Карлсон очень точно оценил эту ситуацию: "Тайная полиция Зеленского обыскивает монастыри по всей Украине и даже обители женских монастырей. Она арестовала десятки священников, не имея на то никаких оснований и действуя в нарушение украинской конституции, которая уже не имеет никакого значения. Видя все это, администрация Байдена хранит молчание. Ни единого слова. И она продолжает посылать Зеленскому все больше денег из средств налогоплательщиков".
Карлсон абсолютно прав. Президент, нарушая украинские законы, вводит санкции против украинских епископов, а потом лишает украинского гражданства других епископов несмотря на то, что это явно противоречит конституции.
Эта ситуация совершенно нелепа, потому что УПЦ делает все возможное, чтобы помочь своему народу. Согласно официальным данным, церковь оказывает большую помощь армии, беженцам и нуждающимся. Объем помощи армии в денежном выражении составил почти миллион долларов. Кроме того, ВСУ получили от УПЦ 180 тонн гуманитарной помощи. Это впечатляющие цифры, особенно с учетом того, что народ на Украине небогат и редко жертвует деньги церкви. Кроме того, главный собор УПЦ в мае 2022 года принял ряд решений о разрыве канонических духовных связей с РПЦ.
Но похоже, что Зеленский вознамерился объявить вне закона и полностью уничтожить Украинскую православную церковь. 20 января в парламент был представлен законопроект, фактически запрещающий УПЦ. Инициатором этого закона стал не какой-то рядовой депутат, а премьер-министр Денис Шмыгаль. Этот законопроект ознаменовал собой возвращение к позорной эпохе, когда государство в центре Европы намеревается устроить гонения на религию собственного народа.