Накануне в третьем чтении Государственная Дума приняла резонансный законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», предусматривающий отказ от обязательной публикации деклараций депутатов всех уровней о своих доходах и имуществе.
СМИ и соцсети пестрят заголовками про отсутствие контроля за депутатами, потенциальный рост коррупции, отказ от отчетности перед народом, дескать: вот примут сейчас закон и сразу же все депутаты, оставшиеся без бдительного народного контроля, похватают лопаты и начнут деньги грести…
Давайте разберемся, что происходит, кому это надо и как декларационная кампания проходит в реальной жизни, например, у сургутских депутатов.
О чем вообще речь?
Первоначально законопроект был направлен только на депутатов муниципального и регионального уровня (сенаторы и депутаты Госдумы были добавлены уже во втором чтении). Авторы законопроекта ставили две задачи: освободить депутатов, занимающих должности на неосвобожденной основе (читай – не получающие в думе зарплату) от процедуры ежегодной подачи декларации и обезличить информацию о поданных декларациях, публикуемую на официальных сайтах в общем доступе. Все это, по мнению авторов законопроекта, должно «содействовать формированию сильного эффективного депутатского корпуса в регионах и на местном уровне». В качестве успешного примера работы таких норм приводится опыт депутатов сельских поселений, для них упрощенный порядок подачи деклараций действует уже давно.
Что поменяется?
- Депутаты на освобожденной основе (их менее 10 процентов от всех парламентариев) будут, как и прежде, ежегодно подавать декларацию.
- Депутаты на неосвобожденной основе будут единожды подавать декларацию после избрания, а также в случае приобретения имущества превышающего совокупный доход депутата и его супруга за 3 года.
- Проверять декларации будут, как и прежде, региональные и федеральные органы власти, санкции за нарушения при подаче декларации (вплоть до лишения мандата) останутся прежними.
- Самый интересный вопрос с публикацией: «Предлагается размещать обобщенную (статистическую) информацию о представлении депутатами соответствующих сведений и исполнении ими законодательства о противодействии коррупции». Как это будет выглядеть представить пока сложно, видимо, что-то типа средней температуры по больницы и информация о количестве проштрафившихся депутатов.
Кому и зачем это нужно?
Начнем с того, что в России около 70 тысяч депутатов муниципального и регионального уровня, облегчать жизнь и защищать персональные данные своих граждан – прямая обязанность государства, тем более, что функцию контроля над депутатами государство с себя не снимает. На практике подготовка декларации не простая процедура, но об этом, я расскажу позже. Вполне понятно и желание ряда парламентариев ограничить доступ к личной информации, учитывая, что она касается не только их лично, но и членов семьи.
Так это плохо?
Во-первых, скрыть что-то противозаконное новая норма вряд ли поможет, уж если, что-то такое у кого-то и есть, то в декларацию это бы не попало все равно.
Во-вторых, публичные декларации размещались не одно десятилетие, как много людей ими интересовалось? А если и интересовались, то, что делали с этой информацией? Определяли социальный статус и класс своего избранника?
В третьих, публикуемая информация слишком обобщена и не отражает реальную информацию о благосостоянии депутатов. Например, в доход попадают средства от продажи квартир или машин, но не попадают в расход в случае их покупки. Или даже одна тысячная доля в квартире приводит к появлению всего объекта недвижимости в декларации. Мерседес S-класса из декларации может быть как новой машиной за 30 миллионов рублей, так и старой рухлядью, за которую и 30 тысяч рублей дать жалко. Отдельная тема с акциями и долями в организациях рассчитываемых не по рыночной, а номинальной стоимости.
В-четвертых, депутаты обязаны сообщать о доходах своих супругов и детей, а порой это сделать бывает очень сложно. К сожалению, не у всех 70 тысяч депутатов все хорошо в семейной жизни.
В-пятых, если депутат эффективно работает, так не все ли равно, сколько он зарабатывает и на что тратит? А если неэффективно, то декларация вряд ли поможет лишить его полномочий, для этого есть другие инструменты.
Так это хорошо?
Главный аргумент против – депутат публичный человек и волей-неволей обязан раскрывать большую часть своей личной жизни. Выбор пойти на выборы (простите за тавтологию) это не только полномочия, но и ответственность перед своими избирателями, которым, конечно, важно знать, кто представляет их интересы. Если человек из года в год декларирует доход в 50 тыс. рублей, но при этом живет явно не посредствам, определенные выводы избиратели, конечно, могут сделать. Опять же, если будут интересоваться работой своего избранника.
И что будет?
Скорее всего Законопроект будет поддержан Советом Федерации и подписан Президентом. В таком случае с 1 марта публикация деклараций станет делом добровольным, каждый депутат сможет сам решить, плохо это или хорошо, кстати, как и избиратель на ближайших перевыборах.
Моя личная позиция: я не вижу практического смысла в публикации ежегодных деклараций, но пока я исполняю полномочия депутата Думы города Сургута, каждый год, в апреле, вы сможет увидеть, в моих социальных сетях публичную декларацию также как это было с 2016-ого года.
Во второй части я расскажу, как проходит декларационная кампания в у сургутских депутатов. Продолжение следует.....
Депутат Думы Сургута Алексей Кучин
Ссылка на статью: https://stribuna.ru/articles/video-report/deputatam_razreshat_ne_publikovat_deklaratsii_k_chemu_eto_privedyet/