Найти тему
Блог Экономки

На «коротком поводке» — как маркетологи тайно нами манипулируют

Оглавление

Мой друг Коля считает, что он не попадается на уловки маркетологов. Мол, он всё «фишки» сечёт на лету, а потому его «не поймать». Однако Коля очень любит покупать соки, у которых объём «+20%» и выбирать акционные товары, потому что они дешевле. В чём же Коля не прав?

Маркетологи давно поймали нас в свои сети

Это правда — маркетинг прочно внедрён в нашу жизнь. И мы этого даже не замечаем! Те вещи, которые кажутся нам стандартными, банальными, привычными, на самом деле — уловки предприимчивых маркетологов. Вот, например…

Ячейки для хранения вещей

Практически в каждом супермаркете, на входе есть стеллаж с ячейками для хранения вещей. Предполагается, что они нужны для того, чтобы обезопасить торговые сети. Ведь так легко незаметно подложить в пакет какую-то вещь, и вынести из магазина! Но на самом деле…

На самом деле ячейки нужны для того, чтобы люди убирали в них свои тяжёлые сумки. И заходили в магазин со свободными руками, налегке. Ведь так куда больше вероятность, что люди купят много товаров. Маркетинговый ход — и не более того.

Тележки для товаров

Во многих магазинах, например, в том же «Светофоре», у покупателей нет альтернативы: тележка или корзинка для продуктов. Предлагаются только тележки. А в тележки мы, не задумываясь, кладём больше товаров, чем положили бы в корзинку.

Согласно маркетинговым исследованиям, в магазинах, где нет корзинок для товаров, продажи выше на 20% минимум.
-2

И ещё. Вы обращали внимание, что тележки для товаров имеют форму трапеции? Это не просто так.

На самом деле, форма тележек хорошо продумана. Благодаря ей нам кажется, что мы положили в тележку не так уж и много товаров. Озарение приходит только тогда, когда мы выкладываем товары на ленту перед кассой. Вот тут масштабы становятся заметны. Замечали такое?

С каждым годом тележки в супермаркетах становятся шире. С 2009 года они стали больше в 2 раза!

Конечно, это делается постепенно, и мы не замечаем изменений. Но благодаря такой простой маркетинговой уловке в среднем продажи каждого супермаркета выросли на 40%. Представляете?

И, «вишенка на торте» — в некоторых магазинах на ручках тележек есть слоты для зарядки смартфонов. Всё для нашего удобства? Нет! Для того чтобы покупатели как можно дольше не уходили из магазина. А чем дольше человек находится в магазине, тем выше вероятность того, что он что-нибудь купит (или купит больше, чем планировал).

Кстати, сюда же относятся маленькие тележки, для детей. Малышам — развлечение, родители дольше находятся в магазине, детские ручки набирают больше «нужных» товаров — сплошная выгода для магазина!

-3

Подарки за покупки

Пожалуй, одна из самых гениальных маркетинговых уловок — подарки за покупки. Чаще всего они ориентированы на детей. Помните слоган «Взрослые не скрепышарят?». Вот о чём и речь!

Чтобы получить маленький подарок от магазина, нужно купить товаров на определённую сумму и, конечно, в определённом супермаркете. Фишка в том, что родители не могут отказать детям. А детям очень хочется получить всю серию подарков. Ведь это так круто!

В период проведения подобных акций прибыль магазинов увеличивается на 50%. А ведь стоимость «подарков» смехотворна.
-4

Налог на пол, возраст и… не только

Вы замечали, что некоторые товары для детей стоят дороже, чем для взрослых? Например, зубные щётки. Маркетологи знают: хотят родители того или нет, а вещицу для ребёнка купят.

-5

А ещё есть животные. Смотрите, вот такое дегтярное мыло для собак и кошек весом 50 г стоит 85 ₽:

-6

А ведь это собачье - кошачье мыло ничем не отличается от обычного дегтярного мыла. Которое стоит 129 ₽, но за 140 г!

-7

Получается, что за 140 г мыла для животных мы отдаём почти в 3 раза больше, чем за такое же для людей. А ведь состав и свойства у мыла абсолютно одинаковые!

Ещё есть «налог на женщин». Аналогичные мужские товары стоят дешевле, чем женские. Яркий пример — станки и пена для бритья. «Розовые» товары дороже минимум на 7%!

Товар +1

Ещё одна маркетинговая хитрость — заложить стоимость одного товара в другой, и предложить его людям в подарок.

Наверное, вы видели такие комплекты, где в довесок к стиральному порошку идёт, например, кондиционер для белья? Наивные покупатели считают, что это выгодное приобретение. Не подозревая о том, что стоимость кондиционера уже «вошла» в цену стирального порошка.

А вот тут стоимость стола заложили в цену стульев, и проводят «классную акцию»:

Щедрое предложение, правда? Учитывая, что обычно такие стулья стоят в пределах 800 ₽ за штуку — очень!

Давний маркетинговый трюк с ценой: 99,99

Уже все знают, что люди, глядя на цену, ориентируются на первую цифру и не считают копейки. Маркетологам это на руку. Поставь на ценнике: 9 999 р., и продажи пойдут в разы активнее, чем при стоимости в 10 000 р.!

Смотрите, вот тут яркий пример такого маркетингового трюка. Даже на обычные, «женские» товары цену ставят «некруглую»:

-9

Конечно, 199, 90 выглядит лучше, чем 200. И, кажется, в разы дешевле. Хотя разница там всего 10 коп.!

А вот и вовсе, цена на зефир — 39, 99. И уже не 40 ₽, правда?)

-10

Акции, скидки и приятные предложения

Вот ещё один фокус, который проделывают маркетологи. Предлагают нам интересные акции. Например, «семейный день» — всем, кто пришел в этот день в магазин с ребёнком дают скидку 10%. Или «день пенсионеров», с такой же скидкой для пожилых людей. Немного, но приятно, правда?

Вот только моя подруга, работающая в одной из таких розничных сетей, утверждает, что утром, перед открытием магазина в день скидок, они спешно меняют ценники. Потому что стоимость товаров увеличивается и иногда даже не на 10%.

-11

Яркая реклама

Все знают, что реклама — двигатель торговли. Поэтому одна из задач маркетологов — наглядно продемонстрировать нам выгодные предложения. В ход идут яркие баннеры и даже вот такие вывески со скидками:

-12

Сразу видно, что можно купить дешевле и зайти в магазин желает больше людей.

Товары на кассе

Подходя к кассе, мы все видим стойки с мелкими товарами. Шоколадки, жевательные резинки, спички и, конечно, акционные товары.

Всё то, что в большом магазине можно и не заметить, а стоя в очереди на кассу уж точно рассмотришь. Что-нибудь обязательно захочется купить! А уж если человек с ребёнком…

Замечали, что шоколадки и прочие вкусности всегда располагаются на уровне глаз маленьких детей? Ребёнок их просто не может не заметить! А не купить малышу конфетку… мало кто на это способен.

-13

Карта постоянного покупателя — ловкая маркетинговая ловушка

Вот уж точно, «короткий поводок». Получая карточку постоянного клиента, человек «привязывается» к определённому магазину. А что? Там и акции по карте, и кешбэк в приложении, и выгодные предложения!

-14

Маркетологам это выгодно как минимум в 2 вариантах:

  1. Во-первых, имея карту магазина, человек пойдёт за покупками именно в него.
  2. Во-вторых, получая карту, покупатель заполняет анкету. А значит, мало того что даёт согласие на получение рекламы от магазина, но и рассказывает маркетологам многое о себе. Пол, возраст и так далее.

Остаётся только провести исследование и понять, какие товары граждане покупают чаще всего и… Вы в ловушке). Скоро реклама начнёт вас атаковать, а главное — она будет «бить в самую точку».

Сопутствующие товары

Ещё один маркетинговый ход — сопутствующие товары. Например, рядом с зубными пастами всегда стоят зубные щётки и растворы для полоскания рта, зубные нити и ирригаторы.

Зашёл за зубной пастой и вспомнил, что нужна ещё и щётка — ведь так часто бывает? Или увидел выгодную акцию, и почему бы не взять, верно? А продажи растут…

-15

Акционные товары — на виду

Акционные товары стоят не только на кассе. Почти в каждом супермаркете есть вот такие «островки»:

Очень удобно: то, на что покупатели могут не обратить внимания на полке, обязательно заметят на таком вот «островке». Просто потому, что они на виду, их надо обходить, объезжать с тележкой. Невозможно не заметить и — не купить!

Упаковки минеральной воды и лимонадов

Как думаете, почему лимонады и минеральная вода часто стоят в магазинах запакованные? Потому что продавцы не успевают снимать с бутылок плёнку? Как бы не так!

На самом деле, маркетологи знают, что люди, видя упаковку воды, нередко думают: «Почему бы не взять сразу всё? Ведь минеральная вода или лимонад стоит недорого, и всё равно пригодится. Удобно!».

Вот такой простой маркетинговый ход, но продажи увеличивает.

-17

Аромат и умиротворяющая музыка

Заходишь в магазин, а там!... Музыка убаюкивает и расслабляет. Пахнет булочками и хлебом, кофе и копчёной курицей… Хочется немедленно купить Всё и тут же съесть! Разве у вас такого не было?

Маркетологи грамотно воздействуют на наши базовые инстинкты. В том числе и на возбуждение аппетита. Очень сложно не купить пару булочек, если они пахнут на весь магазин. Ещё тяжелее отказаться от ароматной курочки-гриль, если хочется кушать…

-18

Цена за 100 г

Мы привыкли, что цены в магазинах на весовой товар указываются за кг. Но маркетологи уже отменили этот принцип. Всё чаще стоимость называется за 100 г продукта:

Очень действенный маркетинговый ход. Ведь покупатели видят не цену в 399, 99 ₽ за кг, а всего лишь 39, 99 ₽ (но за 100 г). Однако подсознание делает своё дело — «Это же дёшево!», кричит оно.

Да и вообще, в спешке пересчитывать цену с гр. на кг бывает неудобно. Вот и получаются спонтанные дорогие покупки, которые так на руку продавцам!

Ещё пара фишек от маркетологов

Видели соусы, у которых «+20% объёма»? Так вот, далеко не всегда эти самые 20% действительно прибавляют к весу продукта. Иногда достаточно сделать нужную маркировку на упаковке, и руки покупателей потянутся к товару.

Или вот эти надписи «100% сок, без красителей и консервантов». Так и хочется купить, верно? Но если внимательно почитать надписи на упаковке, можно найти информацию, что в «100% соке», доля того самого сока — не более 20%. Да ещё и восстановленного.

Как маркетологи «химичат» с шоколадом

Возможно, вы не замечали, но шоколадки постоянно слегка «толстеют». Точнее, увеличивается количество долек, при неизменном изначальном весе. Например, плитка весит 100 г. Но год назад в ней было 24 дольки, а сейчас 16. Почему?

Всё очень просто. Люди часто едят шоколад «дольками». Кажется, что съел, как обычно, 3-4 кусочка. Но на деле — больше, чем год назад. И шоколадка такая кончится быстрее. А значит, быстрее будет сделана следующая покупка. Незаметно, но как же хитро!

-21

Красная сетка

А вы никогда не думали, почему апельсины, грейпфруты и мандарины фасуют именно в красную сетку? Всё просто: так фрукты визуально кажутся более яркими, оранжевыми, спелыми, аппетитными! И нам, конечно, больше хочется их купить.

-22

В упаковке — дороже

И ещё один маркетинговый секрет. Всегда товары в упаковке дороже, чем такие же, но продающиеся на вес!

Расчёт простой: часто людям некогда самим набирать фрукты и овощи в пакетики. Гораздо проще и быстрее взять уже фасованные продукты. А они пусть и немного, но дороже!

Вот так, друзья, маркетологи незаметно управляют нами. Конечно, это далеко не все «капканы», которые они нам расставляют. Но определённо основные из них!

Если вы знаете другие маркетинговые хитрости, пожалуйста, поделитесь в комментариях! А ещё — подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки и проводите время с пользой!

Большое спасибо Вам за внимание и до новых встреч!