Современное воззрение общей психологии на процессы познания внешнего мира таково: наша психика, производя познавательный акт (например: человек смотрит на движущуюся машину), при помощи анализаторных систем организма (рецептор -> нервная система -> мозг) конструирует во внутреннем (психическом) плане образ познаваемого объекта. Можно назвать это субъективным отражением реального объекта в человеческом сознании. Но это отражение осуществляется не один в один, это не моментальный и полностью соответствующий объекту слепок с него, это скорее активная психическая работа по созданию («лепке») внутреннего образа, напоминающего по характеристикам то, что представлено в реальном мире. Объект нашего познания именно мыслится нами, «впитывается» в нашу психическую структуру, его образ конструируется в той или иной конфигурации в зависимости от «познающих характеристик» (или условий) сознания, включающих предыдущий опыт, мировоззрение, эмоциональное состояние и т.д.
Содержанием нашего сознания может быть чувственный образ – то, что мы познаём через процессы ощущения и восприятия, то, что нами видится, слышится и т.д., короче говоря, всё, что приходит к нам в сознание через органы чувств. Иное содержание, основанное на первом типе, это представление. Представление – это помещённый в память чувственный образ, лишённый своего эквивалента в реальном мире, в действительности. Например, мы могли увидеть движущуюся машину, через минуту она скрылась за ближайшим перекрестком, но в нашем сознании, если мы приложили особое психическое усилие, теперь возник образ этой машины – мы можем «представить» её, в то время, как во внешнем пространстве рядом с нами её уже не будет. Третья группа содержаний сознания – вербально-логические образы. Это особая группа содержаний сознания, которая, скорее всего, возникает только в человеческом сознании. В отечественной научной психологии 20 века (школа Рубинштейна) считается, что способность к составлению в сознании вербально-логических образов (понятийному мышлению) возникла у человека в ходе развития его психических функций и последовательного выделения себя из окружающей среды (усложнения внутреннего мира). Вербально-логический образ отражает существенные характеристики объекта. В отличие от образа конкретной машины, увиденной нами ранее, понятие «машина» включает в себя все существующие машины. Такой образ можно назвать дистиллятом явлений. Есть мнение, что путь формирования вербально-логического образа в масштабах человеческого вида примерно таков: сознание воспринимает явление множество раз – сознание выделяет существенные характеристики этого явления – появляется вербально-логический (очищенный от несущественных «примесей») образ, регулирующий более сложные отношения с миром через осмысленную деятельность.
Переход к понятийному мышлению ознаменовал переход к чисто человеческому существованию.
Но очевидно, что внутренняя (психическая) реальность субъекта состоит не только из перечисленных типов содержаний. Есть ещё эмоциональные явления – страх, надежда, есть волевые акты. Волю и эмоции принято относить к регуляторным психическим процессам, т.е. тем, которые обеспечивают тонус психической жизни, регулируют её деятельность. Конечно, существуют процессы памяти, обеспечивающие «цементирование» личностной структуры, постоянное удержание знания о самом себе и мире.
Вместе с «очевидными» процессами и содержаниями сознания, некоторыми учёными утверждается существование чистейших психических явлений – интенциональных актов, особенных интегративных процессов, объединяющих работу всех уровней сознания в их целостности и направленности на познаваемый объект.
Таким образом, мы определили, что внутренняя (психическая) реальность субъекта – это пространство индивидуальной человеческой жизни, которое скрыто от остальных и имеет свою «познающую характеристику» (субъективная характеристика), имеет своё особое содержание в форме образа (характеристика образа); которое целостно и направлено на познаваемые объекты (интенциональная характеристика).