Юрий Левитан родился 02 октября 1914 года во Владимире в семье портного. Отец - Берка Шмульевич, мать - Мария Юльевна Левитан. В царское время Берка Левитан был членом правления еврейского молитвенного дома и хозяйственного совета Владимирской синагоги. Во владимирской прессе печатались рекламные сообщения следующего содержания: «Военный и гражданский портной Борис Левитан принимает заказы на пошив форменной одежды для полицейских, пожарных, чиновников».
Из воспоминаний дочери Юрия Левитана, Натальи: «Мой дед был преуспевающим портным, до революции получал много заказов от военных — шил мундиры господам офицерам».
В детстве Юрия Левитана прозвали Трубой — за зычный голос.
В 17-летнем возрасте Левитан приехал в Москву, чтобы поступить в Государственный институт кинематографии - ГИК. Именно так назывался тогда ВГИК, но членов приёмной комиссии лишь рассмешил его окающий владимирский говор. Однажды Левитан увидел объявление о наборе дикторов во Всесоюзный комитет по радиовещанию при НКПТ СССР. Его взяли лишь дежурным, практически уборщиком помещений с функциями разносчика чая и бумаг, но его глубокий бас был быстро замечен и практически в первый же день ему предложили зачитать пробный текст на микрофон, но стажёром он стал лишь через пару месяцев, в январе 1932 года. Левитан начал работать над исправлением своего произношения.
В январе 1934 года его услышал Сталин. По радио в это время велась «техническая трансляция», в ходе которой диктовался текст передовицы нового номера газеты "Правда" для утренних статей региональных советских изданий. Поставленный голос понравился Сталину, и он позвонил председателю Радиокомитета и дал ему указание, чтобы доклад на съезде по радио озвучил именно Левитан.
С этого момента Левитан занимался по десять часов в день, осваивая культуру речи под руководством звёзд МХАТа Нины Литовцевой и Василия Качалова. Чтобы выработать чёткое произношение, он часто читал свои тексты, стоя вниз головой на руках.
Первая встреча Сталина и Левитана состоялась 3 июля 1941 года. Перед встречей со Сталиным Левитана инструктировали Берия: «На все вопросы товарища Сталина отвечать „да“ или „нет“, ни о чём не спрашивать!». Левитану ощупали одежду, посмотрели даже носки. Сталин, увидев Левитана, сказал: «Так вот вы какой? Таким я вас и представлял».
Первые несколько лет работы на радио у Левитана не было своего жилья в Москве. Он жил в каморке при музыкальной комнате Радиокомитета. После того как он стал фаворитом вождя, ему предоставили 30-метровую комнату в коммунальной квартире неподалёку от Кремля, куда в 1935 году к нему перебрались его мать и младшая сестра Ирма. В 1938 году он привёл сюда свою будущую жену Раису. В конце войны Левитану выделили отдельную двухкомнатную квартиру на улице Горького, в доме № 8.
Из воспоминаний офицера-связиста об АТМОСФЕРЕ, которая сопровождалась слушанием Левитана: - «Радиоприёмники, как известно, в то время были изъяты из личного пользования, и поэтому сам факт установки радиоприёмника был необычным, а коллективное прослушивание передачи предвещало какое-то очень важное известие. Установив приёмник на стол посреди сцены клуба, я вывел конец антенного провода на улицу и разыскал в перегруженном эфире Москву. Командиры и политработники быстро заполнили зрительный зал. Собравшиеся взволнованно переговаривались, нетерпеливо посматривая на сцену. Все разговоры сразу же прекратились, когда услышали знакомый голос Левитана: — „Внимание, внимание! Работают все радиостанции Советского Союза!“ Зал замер в благоговейной тишине. Транслировалось торжественное заседание Московского Совета депутатов трудящихся совместно с партийными и общественными организациями города Москвы, посвящённое 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции».
Из воспоминаний юного радиомеханика Виктора Копылова: - «Как и многие мальчишки, втайне надеялся услышать по радио волновавшие всех долгожданные вести с фронта. Для этого своими руками сделал детекторный приёмник (в годы войны все приёмные устройства были изъяты у населения). В огороде между домом и баней поставил два шеста, соорудил грандиозную антенну и вдруг услышал голос Левитана: «Сегодня на фронтах страны…». Голос звучал настолько громко, что я снял наушники и слушал последние известия на расстоянии. Грудь распирало от гордости. Ещё бы!».
В годы войны Левитан перестал принадлежать самому себе. За ним могли послать в любое время дня и ночи. Только его голос ждали и солдаты на войне, и люди в тылу, и люди в оккупированных городах. Для всех он был голосом надежды, голосом веры, голосом жизни.
В 1941 году Левитана вместе с диктором Ольгой Высоцкой эвакуировали в Свердловск. Место пребывания дикторов было засекречено. На Левитана велась серьезная охота, потому что именно его, даже не Сталина, Гитлер считал своим врагом номер один. За уничтожение “голоса Сталина” Геббельс обещал до 250000 немецких марок.
ПОСЛЕ ВОЙНЫ:
Голос Левитана ассоциировался у всего народа с чем-то важным, глобальным. Поэтому выходить в эфир с ежедневными новостями о надоях, об урожае Левитану не могли позволить. Он озвучивал документальные фильмы о войне, вел репортажи о самых важных событиях в СССР.
Левитан объявляет о Первом полёте в космос Юрия Гагарина.
ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С ГАГАРИНЫМ.
Обучение стажоров.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ.
Юрий Левитан был женат один раз. В 1938 году он по любви женился на симпатичной студентке Института иностранных языков Раисе. В семье родилась дочь Наталья.
Брак продлился 11 лет. Расставшись с женой, Левитан один воспитывал дочь. Левитан больше никогда не женился. Он говорил, что на молодой не женится потому что они выйдут за него только по расчету, а не по любви. А на пожилых он сам не хочет жениться. Он жил по соседству со своей дочерью и обожал своего внука Бориса, которого назвали в честь прадеда.
В 1983 году 68-летнему диктору отправили приглашение из Белгородской области. Мероприятие было посвящено годовщине битвы на Курской дуге.
Лето было знойным, и диктор чувствовал себя неважно. Но отказать не смог. Он невыносимой жары у Юрия Левитана случился сердечный приступ и 4 августа 1983 года великого диктора СССР не стало. Он умер от сердечной недостаточности.