Найти тему
Белик Анна

О превращении хобби в работу

Оглавление

Есть такая идея: "Если хотите, чтобы работа приносила радость, сделайте работой свое хобби". Обычно адепты этой идеи приводят в примеры те редкие случаи, когда человеку действительно удается успешно превратить хобби в работу. Но, на мой взгляд, такая идея в теории выглядят красиво, а на практике трудно реализуема для большинства людей.

Я тут вижу две основные проблемы.

Проблема первая, менее серьезная: утрата романтики

Прелесть хобби состоит не только в том, что человеку нравится само дело, которым он занимается, но и в свободе. Свободе реализации любых творческих идей. Свободе работать на вдохновении, а не по графику. Свободе ошибаться и не нести ни перед кем ответственность за ошибки. Свободе бросить занятие в любой момент, а потом вернуться к нему снова, если захочется.
Когда хобби становится работой, приходится делать не то, чего просит душа, а то, чего хочет заказчик. Работать приходится по графику (причем, часто с утра до ночи). Ошибки, которые неизбежны в процессе творческого поиска, становятся недопустимыми. В случае возникновения усталости или творческого спада невозможно сделать перерыв в деятельности, поскольку эта деятельность - источник дохода, а не только развлечение.

Проблема вторая, более серьезная: сложно творцу без маркетолога

Чтобы хобби стало не подработкой, а основным источником дохода, оно должно давать стабильный доход не ниже уровня средней зарплаты, иначе человеку просто не на что будет жить и содержать семью (вариант с наличием дополнительных пассивных источников дохода не рассматриваю). А чтобы этого достичь, надо иметь обширный рынок сбыта своих товаров или услуг. Для этого необходимо производить востребованный товар в большом количестве и со значительной разницей между себестоимостью и продажной ценой, а также нужно уметь себя продвигать. То есть, быть не только талантливым творцом, но и талантливым предпринимателем.
Допустим, какой-то девушке нравится изготавливать бижутерию, и у нее получаются вполне симпатичные изделия, которые нравятся ее друзьям. Какое количество украшений в месяц ей надо производить и продавать, чтобы зарабатывать этим на жизнь? Где искать потенциальных покупателей? Вариант "взять кредит на то, чтобы оплатить услуги рекламщиков" я не рассматриваю. В общем, чтобы сделать изготовление бижутерии успешным бизнесом, надо очень постараться. Надо "иметь предпринимательскую жилку". Но это очень редко случается у людей с творческими хобби. Девушке из примера будет нравиться процесс изготовления сережек, но не процесс организации бизнеса.
Поэтому среднестатистический человек идет по накатанной дорожке: работает "на дядю" за зарплату, на которую содержит семью, а своим хобби занимается в свободное время.