//Кто-то злой и умелый, веселясь, наугад,
Мечет острые стрелы в воспалённый закат//
(Владимир Высоцкий)
//поэты ходят пятками по лезвию ножа и ранят в кровь свои босые души// (Высоцкий)
Владимиру Высоцкому 85. Серьезная дата. Она не кончается в один день. Вспоминается разное. Подводятся итоги. Роль Жеглова – это эпохальная роль Высоцкого. ВСВ умер Жегловым. Он им остался навечно. Но рассказывал он об этой роли мало. Может, не успел. Может, не хотел по разным причинам. Но сохранилось интервью, данное Высоцким корреспонденту Всесоюзного радио И. Шестаковой 8 января 1980 года за кулисами Театра на Таганке во время "Гамлета". С одной стороны, рассказ Высоцкого не всегда чётко выражен. А каково это: возвращаться на сцену, уходить за кулисы, и быть то Гамлетом, то Жегловым?! С другой же стороны, возможно, что именно это постоянное отсутствие самоконтроля помогло журналистке "вытащить" из Высоцкого то, что ни до, ни после он публично не произносил. Вот фрагмент этого интервью, относящийся к исполнению роли Жеглова, Вот слова Высоцкого, думающего, размышляющего, ищущего ответ, но не нашедшего его:
//"Дело в том, что вообще – в принципе – вот эта драматургия, на чём построена вообще вся вещь: этакий голубой герой, который призывает к милосердию, – к тому, что кончена война, и к тому, что уже хватит, и нужно наоборот – всё в сторону умягчения, а не ужесточения, и что нужно действовать честно даже с нечестными людьми, – эта, в общем, позиция. На словах она хороша. Но вот если сейчас кругом посмотреть, поглядеть, что в мире происходит, – и терроризм, и "красные бригады" стреляют по ногам детям, а потом на их глазах убивают учителя, – начинаешь сомневаться, кто из них, в общем, прав.
Вайнеры – они это как раз ухватили в этой вещи. Они были очень серьёзны. Когда два персонажа поссорились окончательно и разошлись (Шарапов сказал: "Я не хочу с тобой работать", а Жеглов ему ответил: "Ну и как хочешь"). Дальше приходит Шарапов в МУР и видит в траурной рамочке свою любимую девушку, которую убили те же бандиты. И вот в данный момент, если бы они ему сейчас попались, он любым способом упрятал бы их за решётку, если бы не уничтожил, правда? Вот Жеглов мой находится всё время в этой позиции, в которой Шарапов мог бы оказаться в конце картины, понимаете? И, в общем-то, я его нигде не оправдывал, я даже не знаю, чего я с ним делал, – я, в общем, только знаю одно, что нету людей, у которых............
Очень много перемешано в нас всего, да и у профессионалов тоже. И у него. Это видно по картине, правда?
Кстати говоря, очень многим людям нравится, что он засунул кошелёк в карман, и так ловко. Потому что это явный вор. Возможно, он так бы не стал себя вести с человеком, в котором не уверен.
Ну а вот одно я сделал в этой картине: я считаю, что это моя заслуга, что он ошибается, что если он подозревает, что это преступник, – всё, – для него человек перестаёт существовать. Человек в нём. И поэтому с единственным приличным человеком он ошибся, поэтому он с ним так и ведёт себя, понимаете? Вот в этом, может быть, есть что-то. Но они никто не договорили, что это теперь очень интересно и важно исследовать эту тему: кто из них прав. Как нужно обращаться с террором – таким же, в общем, способом или, всё-таки, терпеть и пытаться находить другие пути. Ведь никто ж на этот вопрос не может ответить в мире.
...Я вам хочу сказать, что мы пытались – я, например, и согласился сниматься в этой картине, чтобы этот вопрос поставить. Поставить со своей точки зрения, как мы...... От имени моего персонажа я утверждаю, что нужно так с ними – их надо давить – от начала до конца, если ты уверен абсолютно, что это преступник, на сто процентов. Но бывают ошибки. В данном фильме это была ошибка омерзительная со стороны Жеглова. В другой раз, может быть, не так страшно"//
Вот какой был Высоцкий. Как он всё время размышлял, пытался найти решение. Мучился, страдал, играя эту роль, Жеглова, да и все другие тоже. Невозможно спокойно это читать.