Найти тему

Заказчики кидают

Наверно, многие мечтают о мире, в котором живут люди со светлыми лицами, где все друг друга уважают, никто не ворует, не обманывает…

Но это лишь мечты. В действительности человеческое общество за тысячи лет развития если и изменилось, то в худшую сторону. Продолжает действовать закон “человек человеку - волк”. Все стремятся получить от жизни всё, не гнушаясь ни подлостью, ни предательством, ни тем более обманом.

И в этом проявляется ещё один недостаток фриланса: многие заказчики будут стремиться вас обмануть, то есть заплатить меньше, чем договаривались, или вообще не заплатить. Лично я сталкивался с этим много раз.

И что же делать фрилансеру? С одной стороны, не хочется обижать заказчика недоверием, но с другой - работать бесплатно ещё более не хочется.

Опасность здесь кроется ещё в том, что постоянный заказчик, с которым вы давно работаете, и который всё время платил, тоже может кинуть. Например, со мной такое было, когда я почти год работал с заказчиком, решил немало задач для него и он исправно платил. И мы работали с ним на доверии - без предоплаты. Но последнее время начались какие-то нехорошие дела. Он стал задерживать оплату, а потом вообще перестал платить. И теперь он мне должен более 1000 баксов, и не платит уже почти три месяца. Заплатит ли вообще - вопрос.

Для меня странно, почему такие люди не понимают простых вещей:

Доверие можно потерять только один раз!

Пример с тем же заказчиком - ему ведь всё равно придётся мне заплатить. Потому что у меня остались все исходные коды программ, которые я для него дорабатывал. И если даже он теперь найдёт другого программиста, то либо этому программисту придётся создавать программы с нуля (что почти невозможно, потому что за год там уже сделано очень много), либо ему нужны будут эти исходные коды. Но я их не отдам, пока не будет погашен долг.

Так что для этого заказчика положение такое:

  • Ему всё равно придётся заплатить
  • Я с ним больше не буду работать без предоплаты

И что он выиграл? Ну да, наверно он получил возможность оттянуть оплату и закрыть какие-то свои сиюминутные вопросы. Но он потерял ДОВЕРИЕ. И в перспективе нажил себе кучу проблем.

К сожалению, многие этого не понимают. Они думают, что на их век дурачков хватит, поэтому можно кидать, обманывать… В итоге они всё равно сталкиваются с кучей неприятностей, которых можно было бы избежать, веди они себя порядочно.

Ну да ладно. Покуда есть добрые и доверчивые, вроде меня, всегда найдутся и подлые, которые захотят этим воспользоваться. Так что нечего плакать - надо просто это знать и быть готовым.

Итак, что же делать? Как защититься от кидалова? И что делать, если заказчики кидают?

Ну, во-первых, есть разовые заказчики, а есть постоянные. Сначала разберёмся с разовыми. Здесь кидалово наиболее вероятно, потому что вы не знаете заказчика, и он вас не знает. И, поскольку вы работаете удалённо и находитесь обычно в разных городах или даже странах, то в том случае, если заказчик вам не заплатит, вы ничего не сможете с ним сделать.

На биржах фриланса этот вопрос частично решён - там есть безопасные сделки. Но речь сейчас не о биржах.

Итак, самый опасный случай - это студенты. Денег у них обычно нет, как и чувства ответственности. Поэтому кидают они наиболее часто. Так что если вам попадается заказ на выполнение студенческой работы (курсовая, контрольная, диплом), и с этим заказчиком вы раньше не работали, то здесь желательно брать 100% предоплату.

Если заказчик на это не соглашается, то берите предоплату 30…50% с условием, что в случае отмены заказа по вине заказчика предоплата остаётся у вас.

Но и это ещё не всё. Когда закончите работу - не оправляйте её. Потому что в этом случае вы можете не дождаться остальной части оплаты. Лучше запишите видео, где вы покажите, что задача выполнена и как это работает, или сделайте несколько скриншотов. А работу целиком отправляйте только после получения всей суммы.

Примерно так же следует себя вести и другими заказчиками. Но, если это не студенты, то предоплата может быть чисто символической - 2000…3000 рублей. Смысл предоплаты в данном случае только один - чтобы заказчик не соскочил. Потому что это второй вид кидалова, когда заказчик не платит, потому что отказывается от заказа. Но вы то уже начали работать и, возможно, уже почти всё сделали. А пока вы работали заказчик мог передумать или найти кого-то подешевле. Так вот, чтобы у него не было такого соблазна, надо всегда брать предоплату, хотя бы небольшую. Исключения можно делать только для постоянных заказчиков. Но и здесь, как я говорил выше, тоже могут быть неожиданности.

Ну а что делать, если кидалово уже произошло? Вы никак не можете повлиять на заказчика. Разве что слать ему сообщения с напоминаниями до тех пор, пока он не внесёт вас в чёрный список. Ведь обычно вы работаете без договора, поэтому про суды можно забыть. К тому же заказчик может находиться в другой стране.

Я вижу несколько путей:

  • Оставляйте “жучков”. Ну это я для программистов. Нам это делать проще. Хотя и другие специалисты тоже наверняка знают какие-то подобные уловки. Например, можно заложить в программу какую-либо мину, которая рванёт недели через две. Если заказчик вам заплатит, то вы просто скажете, что это непреднамеренный баг, исправите, и вышлите рабочую программу. Если не заплатит, то ему хуже.
  • Никогда не отдавайте исходные коды (рабочую документацию, чертежи в формате CAD-системы и т.п.), пока не получите полную оплату.
  • Если заказчик вас уже однозначно кинул, то всегда помните, что у вас остался продукт, который он заказал. Да, денег за него вы не получили. Но продукт-то остался. И, поскольку вам за него никто не заплатил, то он полностью ваш на законных основаниях. Можете делать с ним что хотите: продать, использовать в других своих проектах, передать конкурентам кидальщика. Непорядочно? Ну так на войне - как на войне.

Ну что же, на этом всё. Желаю, чтобы вы как можно реже сталкивались с кидаловом. И подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить.