Мы снова, как и в прошлый раз, в редакции газеты «Вашингтон Пост».
Но …
Это другой фильм («Вся президентская рать»), другой режиссёр (Алан Пакула), иные выдающиеся актёры (Роберт Редфорд, Дастин Хоффман).
Зато близкое время – 1972 год, опять реальная история (на этот раз «Уотергейтский скандал») и захватывающий мир журналистики и политики.
Яркий (в том числе своей сдержанностью) диалог в суде, где судья спрашивает одного из взломщиков, проникших в штаб-квартиру демократов в вашингтонском отеле «Уотергейт» (на стене – портреты Кеннеди, почти 10 лет прошло со времени его убийства):
- Ваша профессия?
- Борец с коммунизмом.
- Должен сказать, что у вас весьма необычная профессия, сэр.
В основе фильма одноименная документальная книга Боба Вудворда и Карла Бернстейна. Она увидела свет в 1974-м, фильм был снят в 1976-м. Можно сказать, «по горячим следам».
Мастерский фильм Спилберга «Секретное досье» оставляет впечатление искусства. Прошло полвека, и режиссёр сделал прекрасную работу – воссоздал время. А фильм Пакулы – из того, еще не остывшего времени, его можно потрогать рукой, ощутить его теплоту, почувствовать пульс. Лица, прически, звуки, сочные краски (у Спилберга они, как бы, немного стертые, матовые, туманные), много мелких штрихов, которые не создают впечатление времени, а означают самое полнокровное время.
И вы знаете, мы считаем, что фильм Пакулы более художественный. Он как бы склеен из звуков, пространства и красок. Стрёкот пишущих машинок, шумы редакции …
Пугающая пустота парковки, где герой Редфорда встречается с информатором из ФБР («Глубокая глотка» - мы к нему ещё вернёмся), почти фильм ужасов. Может быть, в этом невольном смешении жанров заключено таинственное очарование сцены, придающей «Вся президентская рать» неожиданное измерение.
В некотором смысле фильм Спилберга как бы эхо кино Пакулы. Их надо бы смотреть вместе. Лучше несколько раз. Но фильм Пакулы – прежде всего.
Что «Вся президентская рать» может сказать сегодняшнему российскому зрителю?
Власть главы государства и его подчинённых – не безгранична. На совершивших преступления есть управа. Они должны заплатить. И заплатили. Какую цену – другой вопрос. Пусть это лишь сломанная карьера. Главное – они не остались безнаказанными.