Наблюдения про бизнес, замеченные мною закономерности и типичные ошибки.
Наблюдая за своим отношением к своим сотрудникам давно заметил, что, например, программисты - молодцы, а служба поддержки включая руководителя постоянно косячит. И если программистов я хвалю, то поддержка от меня регулярно получает втыки, а похвалу крайне редко. И считал причиной что просто у меня в поддержке работают те, кто... с неба звёзд не хватает.
Тем более такое я видел сплошь и рядом в других компаниях, да и тут постоянно посты о любимчиках и аутсайдерах выкладываются регулярно. И непонятно авторам в этих постах почему вон того М... начальство любит, а автор работает хорошо, а всё равно "что-то не так".
В итоге я понял, что неправ в своём отношении как руководитель, и нашел причину этой неправоты.
Эта причина:косячная" должность.
Наемный сотрудник выполняет задачи, которые на него возложены руководителем. И если сотрудник выполняет свои задачи хорошо, то у ему руководство должно относиться тоже хорошо. Как бы не так.
Дело в том, что с точки зрения бизнеса в целом есть
"Плюсовые задачи", выполнение которых приносит прибыль и рост компании:
Поиск новых клиентов.
Разработка и запуск новых товаров.
Нахождение путей оптимизации затрат.
Автоматизация.
Рост продаж.
Открытие новых направлений.
Маркетинг и т.д.
"Минусовые задачи", которые прибыль непосредственно не приносят, в росте бизнеса не участвуют. Их просто надо выполнять чтобы было "нормально":
Пробивать товары на кассе или расставлять товар в супермаркете.
Мыть полы в офисе или на производстве.
Обеспечивать офис необходимым
Отвечать клиентам на обращения.
Почти любая работа в фаст-фуде.
...
Есть должности, которые совмещают как "плюсовые задачи", так и "минусовые". Например, программист, менеджер по продажам. Назовём их "Прибыльными".
А есть должности, где исключительно "минусовые задачи". Эти я и назвал "Косячными".
В "прибыльных" если сотрудник накосячил - это не так заметно и раздражающе для руководителя, т.е. итог для компании плюсовой.
Например, программист сделал баг в коде. Косяк? Косяк. Но по итогу он всё равно спрограммировал крутую фичу, которая увеличила количество новых пользователей или оборот компании. Красавчик? Несомненно! Круто же стало! А то что он косячил по дороге... ну... с кем не бывает?
Или продажник упустил несколько клиентов или мог бы продать больше. Но по итогам квартала сделал суммарно крутые продажи, принес хорошую прибыль, получил премию и вообще молодец. А упущенных клиентов... ну... а кто их считает?
А в "косячных"... сотрудник может только косячить. Как уборщица повысит продажи? Она может только "тут не домыла",тут плохо протерла",тут заболела и было не убрано в туалете". А курьер? Опоздал, не всё привез, привез не всё, то вообще не успел т.к. доставка по предыдущему адресу затянулась, то машина у него сломалась и т.д.
В итоге, руководитель видит у "косячных" только косяки. Которые ничем положительным не компенсируются т.к. на косячной должности попросту нет такой возможности. Поэтому программисты, продажники, инженеры, вызывают у руководства положительные эмоции (при том что тоже косячат), а такие должности как:
Курьер.
Уборщица.
Офис менеджер.
Сотрудник склада.
В it - сисадмин (не всегда)
Сотрудик на кассе супермаркета.
Водитель / таксист.
Сотрудник на конвеерном производстве.
Работник колцентра.
....
Кроме "что они там опять накосячили",да сколько можно косячить", что "за даунов наш HR понабирал" - нет.
А то, что в офисе чисто, 99% заказов нормально доставляются, производство работает - вроде как так и должно быть. И видны только косяки (сбои).
Когда я всё это осознал, то понял что служба поддержки у меня - это "косячная должность". Что они не могут по определению давать плюс моему бизнесу.
И поменял своё отношение. А именно, втыки сменились указанием на недоработки и необходимости исправлений и увеличилось уважение к тому "что всё идет нормально" т.к. всё нормально - это незаметная ежедневная работа людей.
Если вы сотрудник - подумайте - не "косячная" ли у вас должность?
Если вы руководитель - присмотритесь кто из ваших подчинённых на косячной должности, и сделайте соответствующую корректировку своей оценки ценности их работы и недовольства их ошибками.
Читайте также.