Продолжение. Часть 2 (Начало. Часть 1 - смотреть здесь).
Ситуацию с психологическим мазохизмом сразу же отбросим, как крайность. Возьмём для Никиты среднестатистический жизненный пример. То есть Никита хочет изменить свою зависимую позицию, но не то чтобы не может, а скорее не знает, как это сделать.
Это значит, что он в детстве, возможно, мало читал книжек о героях-романтиках, покорителей стихий, которые, преодолевая себя, преодолевали трудности, не заискивая ни перед кем. Может быть, родители и старшие родственники не до конца объяснили ему, что такое хорошо и что такое плохо... По всей видимости, они и сами являлись подобным поведенческим примером зависимой позиции по мере взросления Никиты, Поэтому он перенес эту поведенческую модель на себя. Но дело действительно складывается так, что корень зла идёт из семьи и получаемого в ней воспитания.
Получается, если бы Никита в детстве устранил пробел непонимания, как ему, как личности, определится в жизни, то, возможно, во взрослой жизни сценарий заискивания перед Артуром у него бы и не возник. И, развиваясь в преодолении трудностей, он постепенно бы окреп как самостоятельная взрослая личность.
Знаменитое чеховское «выдавливать по капле раба» измусоленное цитированием до потери смысла, вовсе не означало «освобождать в себе место для господина», как кажется нашей интеллигенции – «нижнему господскому слою». Смысл выражения: постоянно воспитывать в себе чувство собственного достоинства, избавляясь от конформизма и других зависимостей тщеславия. В нем он пишет о необходимости для человека чувства личной свободы: «Что писатели-дворяне брали у природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости.
Гимназист Антон Чехов, зарабатывающий уроками без галош и столующийся по чужим домам – это и был «раб» которого приходилось «выдавливать». Его личная драма - личный стыд. Учитывая, что в эпоху становления молодого Чехова даже у крестьян было принято, как бы голоден ты ни был, отказываться от угощения, а раз уж всё равно начал есть, после каждого хлебка класть на стол ложку и бубнить: «Спаси Бог, сыт». Правила приличия такие были.
Думаю, что в книжках для подрастающего поколения пример и ответ на вопрос «как стать самостоятельной и независимой личностью» есть всегда. Но, если это базируется еще на семейном примере родителей, то закрепляется как модель, в рамках которой человек действует, как правило, всю жизнь. Если учесть ведОмый характер Никиты и семейный пример зависимого поведения родителей, то преодолеть в себе склонность к зависимой поведенческой модели ему гораздо сложнее, узнавая о легендарных личностях только в литературе и в кинофильмах.
Если бы Никита, будучи еще ребёнком, понял, что лидеры с отрицательной позицией, вырастая, если и становятся взрослыми, успешными и богатыми людьми, то, как правило, своей потребительской позиции не меняют. И что заискивать перед ними нет смысла, так как иначе это приведёт к страданиям. Но для этого нужно было либо его родителям объяснить ему эту прописную истину, либо чтобы он освоил ее сам, начиная еще в школьном возрасте, наблюдая со стороны противостояние двух противоположных лидеров в своем классе и далее на примерах из взрослой жизни. Кем в результате вырастают те и другие лидеры. Но, учитывая, что аналитический склад ума присущ, согласно пословице, только мудрым и умным: «Мудрый учится на чужих ошибках, умный на своих, а дурак вообще не учится». А как известно из предлагаемого жизненного сценария, который сложился у нашего условного героя Никиты, у него среднестатистические интеллектуальные способности, к сожалению, подтверждаются, раз он неоднократно встает на одни и те же "грабли" в отношениях с людьми.
Если бы Никита этот жизненный урок усвоил еще в детстве, то уже в зрелом возрасте он смог бы разобраться, где человек с лидерскими положительными качествами, а где с отрицательными. И, соответственно, смог бы окружить себя знакомыми, которые бы к нему относились хотя бы уважительно. И тогда бы, прежде чем пригласить к себе в гости того или иного знакомого, он понимал бы, что его успешный и богатый знакомый Артур по своей натуре потребитель и от него не дождёшься расположения. И, пожалуй бы, искал для подобного сценария богатого знакомого, но с высоким уровнем морально-нравственных ценностей. Конечно же, это совсем другой вопрос, что положительно воспитанный другой богатый знакомый не будет ставить себя в обязывающее положение перед ним и вежливо откажется от заискивающего отношения к себе. Но в жизни Никиты, во всяком случае, было бы меньше разочарования и страданий из-за взаимоотношений с богатыми людьми.
Продолжение: Часть 3 (смотрите здесь).