Дорогие родители!
В рамках нашей еженедельной рубрики «Взгляд изнутри» мы задаем вопросы студентам разных образовательных программ. Люси Порцева, студентка 4 курса программы «Журналистика», рассказала нам о своем направлении.
В статье ниже вы найдете ответы Люси на вопросы о творческих испытаниях, особенностях обучения на программе и перспективах выпускников! Приятного прочтения!
#ВР_ВзглядИнзутри
Сегодня мы пообщались с Люси Порцевой, студенткой четвертого курса бакалавриата, чтобы узнать больше об обучении.
Подробнее узнать об образовательной программе «Журналистика» вы можете по ссылке: https://www.hse.ru/ba/journ/
Поступить было сложно. Мне было сложно, потому что у меня были низкие баллы ЕГЭ — 65 по литературе, что являлось минимальным проходным баллом, а по русскому и английскому языкам результаты были высокие (85 и 87 соответственно). И меня очень спасли вступительные испытания, которые я сдавала на «Медиакоммуникации» и «Журналистику», каждое из которых принесло мне по 100 баллов! Все было классно. Испытания Вышки прошли для меня легко. За то лето я прошла через 13 экзаменов — 4 предмета сдавала на ЕГЭ, а остальные были дополнительными вступительными на факультеты журналистики в разных вузах. Каждый экзамен проходил в два тура. Это было сложно морально, потому что живешь одними испытаниями. Но большую роль сыграло то, что я проходила Интернет-школу журналистики. Я занималась журналистикой с 6 класса и вообще всегда хотела быть журналистом. У меня был такой настрой: «Вижу цель — не вижу препятствий!» Я знала, почему и зачем я это делаю. Когда ты видишь перед собой какую-то цель, для тебя все трудности и задачи кажутся не больше спички! Поэтому было сложно, но возможно! Правда, я все-таки вспоминаю то лето как одно из самых тяжелых времён за последние 5 лет. Всё вместе это было очень-очень тяжело. Тем не менее, в Вышке было круто сдавать вступительные испытания! Царила атмосфера свободы и счастья даже на экзамене. Это ощущалось больше как олимпиада. В другом вузе мне писать творческое испытание не понравилось, атмосфера была не та.
Честно говоря, я не знаю, какие особенности отличают мою программу от «Журналистики» других университетов. Почему же я выбрала Вышку? Я делала программу для одного телеканала — работала продюсером, — и коллегой в этом проекте был один из преподавателей Вышки, с которым мне удалось пообщаться. Мы поговорили на тему учебы в этом университете и возможностях, которые он предоставляет. Поэтому у меня не было сомнений. Никогда не стоял выбор между Вышкой и другими университетами. Вышка — это далеко не обычный вуз. Это, можно сказать, супер-либеральный, немножко американский университет с той точки зрения, что мы сами определяем образовательную траекторию. Мы можем выбрать майнор — это, конечно, не вторая специальность, но на протяжении двух лет мы проходим предмет, который даёт нам понимание о профессии, не связанной с нашей основной. Это тоже круто, потому что я работаю продюсером с 11 класса, и мне нужны были навыки управления проектами. Поэтому я выбрала для себя соответствующий курс. Он для меня стал большой частью жизни на целых два года, со второго по третий курс. Нигде, кроме Вышки, не учат так, как в Вышке! Остальные вузы все похожи друг на друга. У всех моих знакомых, которые пошли в другие университеты, мотивация получить диплом. А люди, которые приходят в Вышку, — это люди, которые идут за профессией. Думаю, это главное отличие.
Для меня, как для человека, который думал, что уже что-то знает о журналистике, первый курс — это тот момент, когда ты падаешь с небес на землю. За время учебы по профильным предметам я ни разу не получала ничего выше шестерки. На 4 курсе я получила высокую оценку по журналистике, которой я не занимаюсь уже четыре года. Я сейчас вообще не пишу тексты, кроме специфических продюсерских. Но при этом за время учебы я сама не заметила, как научилась писать хорошие статьи. Учеба на «Журналистике» в Вышке — это очень грамотно построенная программа обучения. Например, я прекрасно понимаю, зачем мы изучали социологию и философию. Эти дисциплины тянутся с первого курса в разных предметах, в том числе и профильных. Нам очень важно понимать историю становления социальных процессов,
возникновения разных наук, и именно это мы проходили на философии. Философия — это образ мысли, который очень важен журналисту. В Вышке есть хорошая особенность — четкое понимание, зачем ты изучаешь тот или иной предмет. У нас был сложный для сдачи предмет «Теория массовых коммуникаций», на котором мы изучали разные теории возникновения массовых коммуникаций и их воздействие на аудиторию. Этот предмет помогает в будущем как раз благодаря тому, что программа обучения построена так, что студенты последовательно изучают многие вещи. Второй курс мы называли «развлекательными курсами по журналистике», потому что было очень много практики. Мы часто снимали, развлекались, придумывали какие-то программы. У нас был курс по телевидению, фоторепортажу, и они запомнились больше всего. Также на втором курсе я нашла себе научного руководителя — Константина Юльевича Лейфера, — с которым сейчас пишу диплом. У нас с ним абсолютный «коннект» и взаимопонимание! Я очень рада, что так вышло. На четвертом курсе программа обучения строится совсем иначе. Есть только какой-то один основной предмет, который обязателен для всех. Он у нас был сейчас в первом модуле. А все остальные — это курсы по выбору. Я вообще не вижу своих одногруппников. При этом очень здорово, потому что я встречаю людей, которых вообще никогда не видела. На некоторых предметах мы учимся вместе со студентами «Медиакоммуникаций». Благодаря этому можно много узнать о людях вокруг тебя. Сейчас был замечательный курс «Создание оригинальных ТВ-форматов» с Натальей Стельмак. Я приобрела не только практические навыки, необходимые для моей работы, но и наставника в лице преподавателя! Я к ней обращалась много раз с различными рабочими вопросами. После пар мы с ней могли долго сидеть и обсуждать мои собственные проекты. Курс «Ведущий модератор-комментатор» с Андреем Журанковым на 4 курсе тоже потрясающий. Было настоящим открытием, что я могу так говорить и у меня есть способности в голосе, манере и подаче.
Я не вижу минусов в учебе в Вышке. Как бы я ни пыталась их найти, это обычно просто неприятные ситуации, которые расстраивают в моменте. Однако глобально я считаю, что если выбирать между Вышкой и другим вузом, то нужно поступать только сюда. На мой взгляд, сейчас в России нет какой-то альтернативы. Я очень часто замечаю, что иначе отношусь к людям, закончившим ВШЭ. У них другой склад ума, они отличаются редкой способностью критического мышления и проверки информации. У вышкинцев более гибкий ум. Моих коллег из НИУ ВШЭ очень ценят работодатели. Я знаю, что у одного из моих бывших начальников сейчас стажируются и работают многие ребята из Вышки. Я этому очень рада, правда! Вышка — это знак качества.
Плюсов масса! Во-первых, вариативность программы огромная. Ты можешь выбрать то, что подходит под твой карьерный трек прямо сейчас. Например, учась на журналистике, я поняла, что хочу стать продюсером. Я свободно выбираю себе предметы, которые компенсируют нехватку менеджерских навыков. Кроме того, у нас большой доступ к курсам на платформах «Открытое образование» и «Coursera». Так, ты можешь легко добывать недостающие именно тебе знания и навыки. Если говорить коротко: «Я не вижу минусов, остальное — плюс!» Всё в Вышке прекрасно.
Родители очень помогали! У меня вообще классная семья. Во-первых, родители никогда не мешали моему выбору профессии, они всегда уважали его. Как-то раз у меня была одна ситуация. Зимой перед поступлением бабушка попыталась сказать, что мне нужно пойти на факультет африканистики в МГУ. У нее были свои аргументы в пользу этого, а родители резко оборвали этот разговор, сказав, что это мой выбор и моя жизнь. Кроме этого, поскольку у меня низкие баллы ЕГЭ, я помню момент, когда я в слезах спускалась утром после получения результатов к папе на кухню и сказала, что получила 65 по литературе. Он дал мне «пять» и сказал: «Блин, как круто. Молодец! Это же хорошо?» Я сказала, что не прохожу в Вышку на бюджет. Тогда еще были мысли про бюджет. Он сказал, что это не страшно. «Свет клином не сошелся. Ты же хочешь получить профессию, а не учиться в конкретном вузе.» В конце концов, когда я получила все результаты ЕГЭ и сдала вступительные испытания, я уже отнесла документы в другой университет. Но в какой-то момент папа мне позвонил и говорит: «Дочь, поступай куда хочешь. У меня на твой первый год отложены деньги.» Я рыдала тогда сутки. И я до сих пор очень благодарна родителям за то, что мне дали такую возможность учиться в Вышке. С тех пор я могу сама оплачивать свое обучение, и это тоже большой плюс в корзину Вышки. У меня работают почти все одногруппники. Некоторые устроились в больших изданиях и компаниях, добиваются значительных карьерных успехов. По возможности я всегда с радостью предлагаю кому-то из одногруппников работу, потому что знаю, что эти ребята правда могут.
На выбор программы родители вообще не влияли. Это были только мои искания и решения. Конечно, я обсуждала это всё с папой, советовалась. Мы обдумывали разные варианты, но никогда не было такого, чтобы мне сказали: «Только так, и никак иначе». Даже если бы я сказала, что не хочу никуда поступать, мне бы сказали: «Хорошо, не поступай». У меня очень либеральные родители. У нас с папой часто бывают разговоры про то, что это все-таки был правильный выбор. Я сама в этом нисколько не сомневалась! Родители до сих пор продолжают меня поддерживать в любом начинании, будь то работа, учеба или проект. Я всегда могу к ним обратиться с этим, и они моя большая опора как в карьерном смысле, так и по жизни.
Всегда есть такая байка, что вуз нужно выбирать по количеству трудоустраиваемых студентов. Важно сказать, что университет никак не влияет на то, как вы устроитесь в жизни. Скорее сам человек влияет на это. Если вы умеете использовать свои навыки и знания, и они достаточно конкретны, то перспективы огромные. Я работаю сейчас продюсером продакшена в компании «Газпром-медиа». До этого я руководила продакшеном. В 21 год я могу существовать как в парадигме того, что я чем-то руковожу и нахожу управленческие решения, так и в роли исполнителя. Я хорошо могу существовать в большой компании с многоступенчатой структурой. Моих знаний хватает для того, чтобы делать свою работу качественно. Это результат не того, что я посещала все пары. Дело в том, что я с самого первого дня учебы заняла очень проактивную позицию и принимала участие во всех студенческих организациях, которые нашла. Тогда появился проект, который открыл мне дорогу в профессию продюсера. Это был проект «ХСЕ FACTOR» — большой индустриально правильный и цельный проект. Производство проекта основано на четкой структуре понятных действий. Можно было легко найти себе задачу. Чего мы там только не делали! Я взяла исполнительное продюсирование — вела денежные проекты, находила спонсоров, училась тому, как это нужно делать. На 1 курсе мне было 18 лет, с кем я только ни общалась в тот момент! Если мне не изменяет память, мы привлекли более 2,5 миллионов рублей на наш проект. Моей задачей были деньги, и их у меня искать получалось очень даже неплохо.
На самом деле, перспективы действительно бесконечны и зависят от вашей фантазии. Тут стоит вернуться к вопросу №5 про родителей. Если вы сейчас читаете эту статью и думаете, что «моему ребенку нужно учиться в Вышке, чтобы он был классным, успешным и богатым», то скорее всего вы ошибаетесь. Потому что если ваш ребенок сам не захочет учиться в Вышке и достигать больших карьерных результатов, то не нужно его к этому склонять. У всех разный путь, амбиции, цели. У нас были случаи, когда люди отчислялись, говоря, что это им не подходит. Это тоже абсолютно нормально. Не нужно кого-то заставлять быть успешным, потому что для всех успех — понятие растяжимое. Можно проучиться в лучшем вузе страны, заплатить очень много денег, но не стать успешным и не добиться ничего в профессии. Тут важно именно желание. Моё желание было и остаётся бесконечным. Я знаю, чего хочу добиться, и понимаю, как мне использовать университет в моих целях. Преподавателей, образование, знания, методические пособия, документы я пытаюсь использовать и развернуть в свою пользу и выжать из этого максимум. Для меня это очень важно.
Во-первых, поймите, зачем вам это надо. Ответьте себе на вопрос: «Зачем вам это нужно?» Это самый главный вопрос, который надо задавать себе на всех этапах вашей жизни. Если нет на это ответа и он не появляется в течение 2-3 недель, скорее всего вам этого не нужно делать. Просто поймите, к чему лежит душа! Даже самое бесполезное, неприбыльное или бесперспективное в плане карьеры дело может оказаться делом вашей жизни. Я сегодня смотрела документальный фильм про операционных медсестер. В целом, это профессия, в которой можно расти только в профессиональных навыках, но никак не по карьерной лестнице. Выше операционной медсестры только операционная медсестра. Однако при этом молодая девушка, героиня фильма, сказала, что хочет продолжить свое обучение и стать хирургом. А вот женщина постарше, которой 40 лет, не хотела двигаться дальше. Она призналась, что любит свою работу и каждый день просыпается счастливой от того, что ей нужно будет сегодня намыться на операцию. Это может быть тяжелый день или даже тяжелые сутки, но в эти моменты она будет счастлива, принося пользу людям. Ведь это же не значит, что у нее нет амбиций! Она просто нашла свое место. Именно поэтому я желаю всем будущим студентам ответить себе на вопрос: «Зачем мне всё это нужно?» Это сделать не так-то сложно. Нужно посмотреть на людей вокруг, понять, с кем вы хотите дружить даже из самых невероятных людей. И скорее всего вы познакомитесь и подружитесь с ними, просто правильно выбрав ответ на этот ключевой вопрос.