На новогодних каникулах я села перечитывать свое любимое произведение "Евгения Онегина". Вообще. мой любимый автор Александр Пушкин и я люблю и уважаю абсолютно каждое его произведение. Неважно, отзывается оно мне или нет, понимаю я его до конца или нет, все что написано Пушкиным для меня автоматически считается шедевром всей мировой литературы, и каждый раз, когда я нахожу новое его произведение, которое ни разу не читала, корю себя за темноту.
У меня в школе была удивительная учительница русского языка и литературы, Инна Александровна, дай бог ей здоровья на долгие годы, которая приобщила меня к литературе и привила любовь к русскому творчеству в целом. К слову сказать, она никогда не говорила о произведениях что-то конкретное. Оно выражалась общими фразами, которые лишь подогревали интерес к произведению или автору, волей-неволей я начинала изучать больше. На работе меня прозвали филологом, во-первых, потому что я постоянно всех поправляю в произношении, во-вторых, потому что я постоянно с книжкой и с телегой комментариев по ней, если кто-то меня решит вдруг спросить.
По ходу чтения "Онегина" я поняла, что в этой книге слишком много того, что мне непонятно. Недаром Белинский в свое время назвал ее энциклопедией русской жизни. И я решила найти на ютюбе лекции об этом произведении, которые прольют свет на мои пробелы в знаниях. И я нашла лекции невероятного филолога Ужанкова Александра Николаевича. Если интересуетесь русским наследием и русской литературой в целом - горячо рекомендую.
У Ужанкова есть три лекции по два часа, посвященные этому произведению, то есть три части. В них он детально разъясняет что есть что, почему вещи названы своими именами и почему Татьяне снится медведь перед святками, вместо суженного.
Но вдруг сугроб зашевелился,
И кто ж из-под него явился?
Большой, взъерошенный медведь;
Татьяна ах! а он реветь,
И лапу с острыми когтями
Ей протянул; она скрепясь
Дрожащей ручкой оперлась
И боязливыми шагами
Перебралась через ручей;
Пошла – и что ж? медведь за ней!
Посмотрев эти лекции, я пошла в начало записей и выяснила, что у Ужанкова целый цикл лекций по русской литературе, начиная с древнерусских произведений, начиная со Слова о Законе и Благодати.
Я не чрезмерно религиозный человек, но послушав Ужанкова прониклась этой темой, как источником русской культуры вообще (не Российской, а именно русской, в чем разница - ниже).
Резюмирую несколько важных моментов тех лекций, что я уже посмотрела
Русское книжное искусство как фундамент
У нас сейчас есть много памятников Древнерусской Книгописи, которые, к сожалению, большинство не читало или вообще о нем не знает.
Более того, к произведениям того времени люди, даже те, кто любит литературу, русскую литературу, относится скептично, как бы сверху вниз.
Эти произведения сложные, непонятные, старые и уже неактуальные - это преобладающее мнение. И оно в корне неверно.
Древнерусская книгопись
Сразу отмечу, что древнерусской литературы не существует. Это вообще неверное понятие. Почему:
Во-первых, литература - это понятие, сформированное в эпоху романтизма. То есть, оно подразумевает наличие вымысла в произведениях.
Во-вторых, литература и литературные произведения имеют конкретных авторов, а этого понятия в древней Руси не было.
Поэтому я (по примеру многоуважаемого Ужанкова) не называю больше древнерусские произведения литературой. Это древнерусская книгопись.
Запомните эту формулировку и используйте только её.
Объясняю по двум вышеуказанным пунктам:
1. Авторство
Русь с начала формирования письменности и долгое время после жила по религиозным канонам. Сначала была глаголица, которая зародилась во время крещения Руси в 988 году, потом появилась кириллица, созданная Кириллом и Мефодием. Люди учились читать и писать по Псалтырю, соответственно, религиозные настроения пронизывали русскую культуру вдоль и поперек все это время.
Все написанные в тот период тексты принадлежали одному автору - Богу. Этим объясняется особое строение произведений, книг и формулировок, которые использовались при написании в то время.
2. Вымысел
Так как все написанное было проецированием божественного - вымысла не допускалось. Не было понятия "не могу", "нет вдохновения", "не хочу". Было только слово "надо". Не получается? Иди молись, пока не получится. Разговор был короткий.
Именно из-за того, что все написанное априори было истиной, вымысла, который присущ литературе в целом, в этом периоде нет и быть не может.
Поэтому понятие "литература" в случае с древнерусскими произведениями в корне некорректно, оно вообще противоречит всему, что заложено в этом слове.
Древнерусские книжники
Из всего вышеуказанного можно сделать вывод, что и авторов в то время не существовало. Были книжники, которые записывали Божье слово.
Кто и почему стал первыми русскими святыми? Все знают Бориса и Глеба.
Почему не княгиня Ольга, прабабка Владимира? Почему не Владимир, который крестил Русь? Почему именно Борис и Глеб?
Чтобы ответить на этот вопрос надо погрузиться в эпоху и понять, что требовалось, чтобы быть приобщенным к лику Святых?
Изначально в Византии, а впоследствии и на Руси были определены каноны. Обязательно должны были быть два обстоятельства:
- После смерти праведников должны были начинаться чудеса
- Обретение нетленных мощей
И самое важное: не люди, не церковь причисляет к лику святых. Это делает Господь, а констатирует церковь.
_______________________________
Обратите внимание, все древнерусские летописцы\книжники\авторы, положившие начало письменности и русской литературе в целом, причислены к лику святых. Никон Печорский, Нестор, Владимир Мономах и многие другие летописцы сегодня (а прошло огромное количество времени) на сегодняшний день почитаются в православной церкви как святые.
Этот факт говорит о многом: только представьте, какой фундамент у нашей культуры в целом.
Почему "Золотой" век русской литературы
Не просто так Золотой век называется "Золотым". Вовсе не потому что Пушкин или Достоевский были гениями сами по себе или Гоголь с Тургеневым познали истину бытия.
Писатели и поэты этого времени начали "зрить в корень".
Они изучали религию через призму Древнерусской Письменности. Находили, перечитывали и брали за моральную основу памятники "Древнерусской литературы", именно те старейшие, первые произведения стали фундаментов для знаменитых русских произведений признанных миром гениев. И писали об этом.
Именно это и сделало "Золотой" век "Золотым".