Опять Сталин у либералов виноват! Ну что ты будешь делать! Оказывается, невинно замучал создателя первого Советского самолётика для регулярных пассажирских полётов. Документов никаких не предъявляют, зачем, нынешним историкам и так всё в кавычках «понятно».
Мы с инженером Книгиным летим в Ленинград. Большое событие – открылся первый регулярный рейс между старой и новой столицами! Да, это тоже достижение 1937 года!
Самолётик наш называется К-5, полностью отечественной разработки и производства. Небольшой, вполне себе такой летающий автобус. Всего восемь пассажирских кресел, все заняты слегка беспокойными с непривычки пассажирами.
На переборке в кармашке аккуратная табличка «Первый регулярный рейс ведёт пилот Муреев». Трудно поверить, какие-то три с половиной часа в воздухе и мы в городе Ленина! На поезде со всеми остановками пришлось бы трястись двое суток.
Самолётик очень простой, но всё нужное уже есть. Удивительно, конструктор позаботился об удобстве пассажиров. В салоне есть гардероб (скорее шкафчик, чтобы повесить пальто) и отдельное место для багажа. Несмотря на не самый долгий маршрут, предусмотрена кабинка туалета.
Мой друг инженер забавляется с небольшой лампочкой над головой. Общего освещения в салоне нет, а вот к каждому месту подведён небольшой светильничек. Вентиляция тоже работает отлично, нагнетает теплый воздух от мотора под ноги.
Создал эту замечательную машину наш конструктор Константин Калинин. Судьба выдалась непростая, но рассказывают про него совсем уж небылицы. Как обычно, всё было несколько не так.
Инженер дёргает меня за рукав, отвлекая от мрачных раздумий. Он в совершенном восторге от нашего перелета! Перекрикивая мерный гул двигателя, принимается рассказывать как создавалась эта замечательная авиалиния.
Оказывается, летать из Москвы в Ленинград начали ещё пять лет назад. Впрочем, регулярным рейсом назвать это было нельзя. Тогда говорили «почтово-пассажирский мост».
Почту перебрасывали небольшими самолётами. По пути приходилось делать две посадки: в Малой Вишере и Калинине. При большой нужде почтовый самолётик мог взять и пассажира.
Тогда же попробовали сделать чисто пассажирский рейс от Москвы до Ленинграда без посадок. Для полёта взяли германский самолётик «Дорнье Меркур». Совсем маленький, на четыре места.
Полёт в целом прошёл успешно, но стало понятно – для регулярных рейсов такая машина не годится. Нужно делать свой надёжный самолёт. Для лёгкой техники тех лет взять шестьсот километров без посадки – рекорд вполне серьёзный.
Для пассажирских рейсов между городами создаётся отечественный самолёт. Наш Ка-пятый не сразу вышел надёжной машиной. Самолёт приходилось постоянно дорабатывать, несколько раз машину вообще хотели забраковать как негодную.
Первые полёты с французскими двигателями «Гном Юпитер». Вызывал множество нареканий. Инженер радостно показывает вперёд через лобовое стекло пилота. Сегодня нас тянет совсем новый мотор, первый мощный Советской разработки.
Это легендарный «Мотор пятнадцатый», создавали его конструктора Бессонов и Островский на московском заводе ГАЗ. Злые языки говорили, что опять всё украли у американцев. Якобы, двигатель полная копия «Хорнета».
Инженер Книгин на пальцах доказывает, что большей несправедливости трудно придумать! Конструкция цилиндра и правда похожа. Но в остальном это совершенно новый двигатель и гораздо лучше работы инженеров фирмы «Пратта и Уитни».
Свою надёжность новый Советский мотор доказал отлично. Ещё в тридцать третьем такой же Ка-пятый с новым мотором перелетел Большой Кавказский хребет из Тбилиси в Пятигорск.
Машина за два с половиной часа уверенно прошла маршрут. Высота тоже совсем не испытательная, четыре с половиной километра. Мотор и самолёт отлично подошли друг к другу.
Самолёт Калинина уверенно занимает место основной рабочей лошадки для регулярных пассажирских рейсов. За несколько лет выпустили почти три сотни таких замечательных машин.
Кстати, мало кто помнит ещё об одном нашем достижении. Страны «не выпускавшей ничего, кроме галош». В 1937 году наш Аэрофлот по праву становится крупнейшей авиакомпанией не Европы, а всего мира!
Обещали рассказать о непростой судьбе создателя этого замечательного самолёта. Константин Калинин из дворян, царский штабс-капитан. Сам пилотировал первые военные аэропланы.
Успел повоевать в Первую Мировую на Румынском фронте. Несколько раз вылетал бомбить мосты через реки. Одним из первых стал по радио передавать с аэроплана координаты целей артиллерии.
Был контужен в боях, дослужился до командира лётного отряда. За храбрость пожалован Орденом Святой Анны. Весьма достойный боевой путь.
А вот после Революции бывшего штабс-капитана занесло куда-то не туда. Калинин со своим авиаотрядом уходит на службу Директории. Становится командиром первого Волынского авиационного дивизиона.
Это замечательные ребята Петлюры, которые проторговали полякам часть родных земель, только чтобы те дали грошиков и оружия для борьбы с проклятыми большевиками.
И это не байки, отлично сохранились документы, как, получив от Красной армии по сусалам в очередной раз, Петлюра в 1920 году бежал в Варшаву. И был вынужден подписаться под договором о совместном нападении с поляками на Советскую Россию.
За помощь в борьбе против Советской власти пришлось отдать полякам вполне исконные земли: Галицию, Западную Волынь, Лемковщину, Надсанье и Холмщину. Первый удар поляков оказался чувствительным, но помогло Петлюре это не сильно. Уже через пару месяцев наша армия погнала поляков с петлюровцами обратно на запад.
Несмотря на участие во всём этом безобразии, Калинина, как военспеца по авиации в 1920 году направляют… совсем даже не тюрьму. Калинину дают направление в институт инженеров Красного флота.
После института дают возможность конструировать самолёты. Сначала он возглавляет конструкторское бюро на одном авиазаводе, потом на другом. Разрабатывается несколько типов довольно любопытных самолётов.
Понять, что произошло в 1938 году историкам почти невозможно. Материалов дела по Калинину не сохранилось. Может быть потянулись следы службы в Директории, может зацепило очередным заговором бывших белых офицеров с целью свержения Советской власти.
Известно одно, никакого внезапного расстрела по чьей-то прихоти не было. Следствие по делу Калинина велось семь месяцев. Приговор выносила военная коллегия Верховного Суда СССР.
Можно обратить внимание, что судила военная коллегия. То есть речь обвинения шла либо о заговоре военных (а ведь бывший штабс-капитан Калинин при Советской власти был сугубо гражданским человеком). Либо о крупном заговоре с целью предать Родину.
Приговор был приведён в исполнение и конструктор стал к стенке. Реабилитирован при Хрущёве без оглашения подробностей приговора.
Инженер Книгин показывает, чтобы я покрепче взялся за кресло. Наш самолёт заходит на посадку, а привычные ремни ещё для пассажиров не используются. Сейчас малость нас потрясёт.
Может когда-нибудь дойдёт дело и до публикации архивно-следственного дела Калинина. Пока же будем помнить его как конструктора замечательного самолёта. В этом он точно не ошибся.
Колеса с визгом касаются полосы. Первый регулярный рейс состоялся, встречайте нас, набережные Ленинграда!