В феврале 1804 года скончался немецкий философ Иммануил Кант.
Он всю жизнь прожил в Кенигсберге. Здесь учился и преподавал. Когда в ходе Семилетней войны русские войска взяли город, Кант, как и другие горожане, присягнул в кафедральном соборе на верность императрице Елизавете Петровне. Четыре года философ был русским подданным, а Кенигсберг – центром вновь созданного генерал-губернаторства Восточная Пруссия.
Кант был беден и держал у себя на квартире несколько молодых русских офицеров в качестве пансионеров, читал им лекции по физике, фортификации и пиротехнике. В числе его слушателей были будущий фаворит Екатерины II Григорий Орлов и молодой подполковник Суворов…
В 1758 году Кант послал на имя Елизаветы Петровны прошение о замещении должности профессора Кенигсбергского университета. Но письмо до императрицы не дошло – затерялось в губернской канцелярии. А кафедру занял другой претендент – на том основании, что он старше Канта и по годам, и по преподавательскому стажу.
Кант, несмотря на весь свой гений, был подвержен предрассудкам и верил в обывательские сплетни и всевозможные, порой совершенно фантастические, слухи. Самые, конечно, нелепые из них – о России. Философ совершенно серьезно писал: «Рыба белуга, обитающая в Волге, глотает большие камни в качестве балласта, чтобы удержаться на дне... Зимой в Сибири так много снега, что люди ходят, прикрепляя к ногам длинные доски, табак они не только курят, но и едят»... Еще философ говорил, что у людей, проживающих в Калмыкии есть обезьяний хвост. Да, он заимствовал эти утверждения из трудов других ученых. Но ведь всему есть предел! Где же «критика практического разума»?
Еще Кант считал, что огромная площадь России – это плохо. Такой страной трудно управлять. А еще он говорил, что другая проблема России в том, что ночь там длится слишком долго. Причем, он имел в виду не только Сибирь, но и Санкт-Петербург. Хотя сам философ в России никогда не бывал.
При этом Кант высоко оценивал русский национальный характер, однако считал, что русские еще только находятся в процессе его развития, поэтому окончательные выводы делать рано. В данном случае Кант шел по давно проторенной дорожке европейской политической мысли: Европа – светоч и вершина цивилизации, а все прочие – в процессе развития от собственного скудоумия до копирования идеалов Старого Света. Поэтому у философа невольно проскальзывает забавная антитеза: «русские глупы» – «русские не глупы». Почему «забавная»? А потому что его суждения основаны на каких-то нелепых и баснословных историях, которые позднее там и сям будут пестреть в произведениях Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Булгакова...
Впоследствии Кант все-таки стал профессором логики и метафизики, написал среди прочего, свой знаменитый труд «Критика чистого разума».
Вопреки устоявшемуся мнению, Кант не был женоненавистником. Философ, будучи уже глубоким стариком, даже просил, чтобы на званых обедах рядом с ним непременно усаживали юную красавицу. У некоторых это вызывало крайнее удивление, а для философа, видимо, это была всего лишь «вещь в себе».
Кант любил красиво одеваться. Он говорил, что «лучше быть дураком по моде, чем дураком не по моде». При этом часто повторял понравившуюся ему русскую поговорку: «Гостя встречают по одежке, а провожают по уму».
Будучи слаб здоровьем, Кант всю жизнь придерживался строгого распорядка дня. И кстати – он никогда не завтракал. Сразу садился обедать – в час дня, выпивая перед этим бокал венгерского вина. Пиво философ презирал, считая его «пищей дурного вкуса». Поэтому в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд, говоря, что завтракал вместе с Кантом, что-то путает. («Ведь говорил я ему тогда за завтраком: "Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали! Оно, может, и умно, но больно непонятно. Над вами потешаться будут"»). Впрочем, возможно, Воланд принял ранний обед за поздний завтрак…