Найти в Дзене
Илья Варламов

Люберцы: несостоявшийся центр России

Люберцы – довольно большой город на окраине Москвы, население более 200 000 человек! И это один из самых известных городов России. Известен он, правда, не своими музеями, парками, набережными или университетами, а бандитами. Именно тут в середине 80-х зародились «любера» — гопники-качки, которые сначала били тех, кто не так одевался и слушал неправильную музыку, а к 90-м превратились в обычную ОПГ.

Мы не любим загадывать загадок
От этих загадок один беспорядок
И если кто-то одет не по форме
Бей его по роже и всё будет в норме

Хэй, брат любер,
Где твой кастет!?

Уж мы то знаем, что нужно народу
Ишь, ******, почуяли свободу
А ведь было же время в старухе Европе –
Всех анархистов били по ****

Хэй, брат любер,
Где твой кастет!?

Мы родились и выросли в Люберцах
В центре грубой физической силы
И мы верим: мечта наша сбудется — 
Станут Люберцы центром России

Пела группа «Гражданская оборона», эта песня считалась неофициальным гимном люберов. Люберцы так и не стали центром России, а самих люберов перестреляли на улицах и в подъездах города.

Сегодня Люберцы – это бедные окраины Москвы. Бесконечные пробки, грязь и многоэтажки.

Я был в Люберцах в 2020 году, когда и сделал этот репортаж на несостоявшийся центр России.

01. Люберцы – это, скорее, большой спальный район Москвы. Большинство жителей работает в столице, а в Люберцах только ночует. Дворы завалены машинами.

-2

02. Людям совершенно плевать на то, в какой среде они находятся. Они готовы дышать пылью, ходить по грязи, лишь бы иметь возможность бросить под окном свое корыто.

-3

03. Машинами заставлено вообще все! Какие там газоны или благоустройство, какие общественные пространства! Будь возможность, все бы закатали в асфальт, чтобы хранить свой металлолом.

-4

04. Дворы

-5

05. Так часто бывает в районах, где люди только ночуют.

-6

06. Каким надо быть мудаком, чтобы ставить машину прямо на открытый грунт. Потом всем этим дышат дети и бабушки, которые не могут выезжать в большой город, а вынуждены пользоваться тем, что оставили им автомобилисты

-7

07. Во многих дворах поставили гаражи. Это вообще. Гаражи можно делать в промзонах или где-то на пустырях подальше от домов, но точно не во дворе! Ценное пространство прямо у подъездов домов используется десятком человек, при этом большинство там просто хранит свое барахло, а машину ставит на газоне.

-8

08. Маленькая резервация для детей.

-9

09. Двор

-10

10. Никогда не понимал, почему нельзя делать подъезд на уровне земли? Зачем громоздить все эти пандусы? Есть хоть какое-то логическое объяснение этому безумию? Может быть в Люберцах царит вечная мерзлота и все дома нужно поднимать на сваи?

-11

11. Таксист просто выдрал секцию забора и паркует свое корыто на месте, где мог бы быть цветник. Странно, почему другие жильцы позволяют ему это делать? Почему никто еще не сжег его корыто?

-12

12. Оригинальный способ захвата паковочных мест! Если у вас внедорожник с высоким клиренсом, можно положить камни на "свое место".

-13

13. Вообще, Люберцы стремительно катятся в автомобильный ад. Вот, к примеру, главная улица города – Октябрьский проспект. Он является продолжением московского Рязанского проспекта, а потом вливается в Новорязанское шоссе. В Москве Рязанский проспект имеет по 4 полосы движения в каждую сторону, в Люберцах все сужается до 2-х полос.

-14

Так как через город идет в том числе транзитный трафик, Октябрьский проспект стоит в пробках. Что же делать? Что же делать? Точно! А давайте его расширим! Идея расширить главную улицу может показаться здравой, особенно если у вас интеллект как у мудака-таксиста с 11 фотки.

Проблема в том, что вдоль проспекта стоят жилые дома! Там живут люди! Им под окнами хотят влепить многополосное шоссе и эстакаду. Расстояние от домов до эстакады будет несколько метров, деревья вырубят. Более того, здесь еще и собирались построить 9 подземных переходов!

Принято решено строить эстакаду. ЭСТАКАДУ! Я пишу, а у самой в голове это не укладывается. Как? Чей воспалённый мозг мог родить настолько безумную идею?
...
1024 деревьев и 2977 кустарников определили под вырубку только на первом из пяти этапов реконструкции.
...
8 полос движения в результате реконструкции. Длина 1,5 км. 10 метров высота – это 3-й этаж. Дома в 5 этажей. Это означает, что несколько тысяч человек отныне должны жить как какие-то плебеи, а не полноправные коренные жители Люберец. Смотреть на серый бетон и потоки машин не в 20 метрах от окон, а в 6. Забыть о проветривании квартиры. О солнечном свете. О тишине.

Астахова Ирина Александровна, депутат в городском округе Люберцы / astahova.one

Реконструкция проспекта в пределах города была предусмотрена проектом Московской области. Окончание работ по первому этапу ожидалось уже в четвертом квартале 2022 года.

Из презентации отчета по строительству, 2020 год / astahova.one
Из презентации отчета по строительству, 2020 год / astahova.one

Заявлено, что пропускная способность Октябрьского проспекта вырастет до 40%. Вот только это значит лишь то, что и загрузка сразу же вырастет на эти же 40%, ведь это и транзитная трасса.

Отмечу, что и сами жители строительством недовольны, это можно было увидеть и по выступлениям на собрании Общественной палаты (примерно с 30-ой минуты), и по одиночным пикетам, которые здесь проходили. Протестовали жители и на митинге. Будет ли в дальнейшем построена магистраль зависит уже от них. В 2020 году горожане смогли приостановить вырубку деревьев для строительства магистрали, но лишь на время.

Фото: Ирина Астахова / vk.com
Фото: Ирина Астахова / vk.com
Фото: Ирина Астахова / vk.com
Фото: Ирина Астахова / vk.com

Расширение дороги не решит проблему пробок, а лишь привлечет еще больше транзитного трафика. И это ужас. Проблему надо решать не строительством эстакад и не расширением дорог, а развитием общественного транспорта. А для транзитного трафика надо делать объезды по промзонам, а не проводить магистраль через центр города.

14. Уже в 2020 город был недоступен многим. Например, чтобы перейти проспект, надо спускаться под землю.

-18

15. О пешеходах тут особо не думают

-19

16. Город очень грязный, и вся эта грязь оттого, что не ввели принудительные каторжные работы на урановых рудниках за парковку на газонах.

-20

17. Деревья уже начали вырубать. Видите пеньки?

-21

18. И вот пеньки. В нескольких метрах от дома пройдет широченная трасса. Кошмар просто... Надеюсь, люди отстояли это вредительство.

-22

19. Все вырубают. Будет еще больше грязи, пыли и шума.

-23

20.

-24

21. А вообще с транспортом в Люберцах беда

-25

22. Вместо вместительных автобусов здесь ходят маршрутки

-26

23. Маршрутки забивают дорогу и стоят в пробках, нет выделенных полос. Здесь явно напрашивается не строительство эстакады, а строительство скоростного трамвая, который бы связал районы Люберец с Москвой! Чтобы люди могли отказаться от автомобиля и быстро попадать на работу в город.

-27

24. Пока единственный способ вырваться из Люберец – это вокзал... Вот так выглядит привокзальная площадь.

-28

25. Вот так переход

-29

26. Все в торговле

-30

27.

-31

Пользуясь случаем, хочу напомнить вам, как должна выглядеть привокзальная площадь. Это Нидерланды, переход у старого главного вокзала Den Haag HS в Гааге.

-32

Стоят трамвайные остановки прямо у входа на вокзал. Приоритет у общественного транспорта

-33

Или вот вокзал Роттердама с велосипедными дорожками у входа

-34

Город Арнем с остановкой троллейбусов

-35

Есть и специальная стоянка для такси

-36

28. Ладно, давайте вернемся в Люберцы и немного погуляем

-37

29. Очень удобно.

-38

30. Люберцы – это еще и муравейники. В северной части города понастроили типичные убогие микрорайоны с многоэтажками

-39

31. Мило

-40

32. Хотели бы тут жить?

-41

33. Тут плохо абсолютно все. Заборчики, бордюрчики, дворы-парковки

-42

34. Вид из окна. Повезло кому-то тут самоизолироваться в 2020.

-43

35. Типичный двор микрорайона. Большая ошибка делать сердцем микрорайона школу и детский сад. Почему? В самом центре мы получаем огромную территорию за забором, которую используют в лучшем случае половину дня 5 дней в неделю. Все остальное время — это мертвая территория, которой никто не может пользоваться. Глупость такого подхода еще и в том, что вам приходится дублировать все функции.

Например, спортивная площадка есть в школе за забором, но есть и за пределами школы, для жителей. Тоже самое с детскими площадками. Они есть на территории школы, есть в детском саду, есть и рядом с домами, для жильцов. Спрашивается, почему бы не сделать одну хорошую спортивную площадку и одну хорошую детскую? В чем проблема, если днем на уроке физкультуры будут заниматься школьники, а вечером – пришедшие с работы люди? Что страшного случится, если на детской площадке утром будут играть дети из садика, а вечером будут эти же самые дети играть, но уже под присмотром своих родителей?

-44

36. В результате территория используется очень неэффективно

-45

37. Бесконечные заборы

-46

38. Вот столько места осталось жителям дома. При этом за забором есть другая площадка, которой пользоваться нельзя

-47

39. Также плохо делать разделение на группы. Почему бы детям в садике не сделать несколько игровых зон для детей разных возрастов и все? Зачем эти примитивные загоны с одинаковым убогим оборудованием?

-48

40.

-49

41. Хорошо видно, насколько неэффективно используется пространство двора

-50

42. Повсюду пустыри за заборчиками. Кому они нужны?

-51

43. Больше заборов богу заборов!

-52

44.

-53

45. Двойная защита

-54

46. Про тротуар забыли, зато забор поставили

-55

Ну и как вам Люберцы? Поменялся ли город за три года?